Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-199/2022 (УИД 38RS0009-01-2022-000163-25) по иску Глазковой Анны Павловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Глазкова Анна Павловна (далее по тексту - Глазкова А.Н, истец) обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 6 по Иркутской области, ответчик) о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 9 июля 2018 г. по 29 октября 2021 г. Глазкова А.Н. находилась в трудовых отношениях с ответчиком, с 9 июля 2018 г. по 9 февраля 2019 г. - в должности ведущего специалиста-эксперта в отделе общего обеспечения, с 10 февраля 2019 г. по 29 октября 2021 г. - главного специалиста-эксперта в отделе общего обеспечения. 29 октября 2021 г. служебный контракт с ней был расторгнут, истец уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При расторжении служебного контракта ей была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 31187, 40 рублей, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 128326, 88 рублей из расчета месячного содержания в размере 32081, 72 рубль. При исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации ответчиком не были учтены полученные истцом единовременные поощрения, средства материального стимулирования за период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. в размере 470773, 28 рубля. Также ответчиком неверно начислены выплаты за ежегодный очередной отпуск за период с 15 февраля 2021 г. по 3 августа 2021 г.
1 ноября 2021 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете денежного содержания для выплаты компенсации, однако 2 декабря 2021 г. в удовлетворении заявления было отказано.
С учетом изложенного истец просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 156924, 44 рубля, компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 40168, 50 рублей, недоначисленную выплату за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 15 февраля 2021 г. по 3 августа 2021 г. в сумме 30399, 36 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2022 г. исковые требования Глазковой А.Н. удовлетворены частично, с Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области в пользу истца взысканы недоначисленная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 156924, 44 рубля, недоначисленная компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 40168, 40 рублей, недоначисленные выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск за период 15 февраля 2021 г. по 1 марта 2021 г. в размере 13326, 87 рублей, недоначисленные выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 19 июля 2021 г. по 3 августа 2021 г. в размере 17072, 48 рубля, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г. решение Зиминского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области просит отменить решение Зиминского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец Глазкова А.П. с 9 июля 2018 г. замещала должность государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области, со 2 октября 2019 г. назначена на должность главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20 июля 2021 г. Межрайонная ИФНС России N 14 по Иркутской области реорганизована с 1 ноября 2021 г. путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области.
На основании приказа от 14 октября 2021 г. N в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе" служебный контракт с Глазковой А.П. расторгнут с 29 октября 2021 г, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 30 дней за отработанный период с 9 июля 2020 г. по 29 октября 2021 г. в размере 31187, 40 рублей, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 128326, 88 рублей.
1 ноября 2021 г. Глазкова А.П. обратилась в Межрайонную ИФНС России N 6 по Иркутской области и в УФНС России по Иркутской области с заявлениями о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение двенадцати месяцев, предшествующих увольнению.
Письмами от 2 декабря 2021 г. N, от 15 декабря 2021 г. N Глазковой А.П. были направлены ответы об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.
Приказами ФНС России от 25 июня 2020 г. N N от 18 сентября 2020 г. N N от 14 апреля 2021 г. N N от 9 июля 2021 г. N N от 13 сентября 2021 г. N N, соответствующими приказами УФНС России по Иркутской области от 3 июня 2020 г. N N от 29 июня 2020 г. N N от 12 августа 2020 г. N N от 24сентября 2020 г. Nдсп@, от 23 ноября 2020 г. N N от 8 декабря 2020 г. N, от 15 апреля 2021 г. N N, N N, от 7 мая 2021 г. N N, от 22 июня 2021 г. N N, от 9 июля 2021 г. N N, от 12 августа 2021 г. N N от 16 сентября 2021 г. N N утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 2020 - 2021 годы за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования (письма ФНС России от 17 марта 2020 г. N N, от 12 апреля 2021 г. N N).
Приказами Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области "О материальном стимулировании сотрудников" от 25 марта 2020 г, 10 июня 2020 г, 21 августа 2020 г, 24 ноября 2020 г. за достигнутые показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России N 14 по Иркутской области, постановлено произвести выплату материального стимулирования государственным гражданским служащим за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, в том числе, Глазковой А.Н.
Приказами Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области" от 14 апреля 2020 г, 7 июля 2020 г, 28 сентября 2020 г, 11 декабря 2020 г, 23 апреля 2021 г, 13 мая 2021 г, 23 июня 2021 г, 15 июля 2021 г, 17 августа 2021 г, 20 сентября 2021 г. постановлено произвести выплату единовременного поощрения за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, служащим, в том числе, Глазковой А.Н.
Приказами Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области произведена выплата премии за январь 2020 года (приказ от 20 февраля 2020 г.), за декабрь 2020 года (приказ от 24 декабря 2020 г.), за февраль 2021 года (приказ от 18 февраля 2021 г.), за октябрь 2021 года (приказ от 21 октября 2021 г.).
Истцу произведен расчет причитающихся выплат при увольнении без учета сумм всех премий и материального стимулирования, выплаченных истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности; материальное стимулирование относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих; поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Установив факт нарушения трудовых прав истца при расчете причитающихся истцу выплат при увольнении, суд пришел к выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда, определив ее размер, с учетом требований разумности и справедливости, в сумме 3000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы, и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562 (далее по тексту - Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно пункту 4 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 8, 10 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы ответчика о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, которое в систему оплаты труда не входят, поскольку основаны на неверном толковании приведенного правового регулирования, тогда как из материалов дела усматривается, что материальное стимулирование выплачено истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.
Из системного толкования приведенного правового регулирования следует, что федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), тогда как судами установлено, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что суммы материального стимулирования подлежат включению в расчет денежного содержания за период нахождения в очередном отпуске, при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, соответствуют вышеприведенным правовым нормам.
Не могут быть признаны состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что суды при разрешении спора неправомерно руководствовались положениями писем Министерства финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения в отношении квалификации правовой природы бюджетных ассигнований, направленных Правительством Российской Федерации с той же целью, что и предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Доводы кассационной жалобе о том, что судебными инстанциями не была дана оценка относительно уменьшения размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий в связи с пересчетом отпускных с учетом сумм материального стимулирования не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку из материалов дела следует, что обжалуя решение суда первой инстанции ответчик на указанные обстоятельства не ссылался и данные доводы не были предметом исследования суда апелляционной инстанции.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зиминского городского суда Иркутской области от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.