Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-715/2022 (УИД 38RS0036-01-2021-007401-47) по иску Минченко Татьяны Витальевны к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Иркутскому району" о признании отказа незаконным, признании права на получение выплаты, по кассационной жалобе областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Иркутскому району" на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Минченко Татьяна Витальевна (далее по тексту - Минченко Т.В, истец) обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Иркутскому району" (далее по тексту - ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району", ответчик), с учетом уточнений, просила признать незаконным уведомление ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району" от 13 сентября 2021 г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от трех до семи лет, признать право на получение ежемесячной выплаты на ребенка М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от трех до семи лет с момента достижения им трехлетнего возраста - с ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что Минченко Т.В. является многодетной матерью, у нее на иждивении находится трое несовершеннолетних детей: М.М.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.Ю.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 3 августа 2021 г. истец обратилась в ОГКУ "Центр социальных выплат по Иркутской области" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего ребенка М.Л.Е. в возрасте от трех до семи лет. Причитающиеся выплаты должны были начислить с момента исполнения 3-х лет М.Л.Е, с ДД.ММ.ГГГГ 13 сентября 2021 г. истцу пришло смс-сообщение об отрицательном решении по ее заявлению. Согласно уведомлению от 13 сентября 2021 г. причиной отказа явилось то, что согласно данным на 13 сентября 2021 г. истец была зарегистрирована по адресу: "адрес". Согласно свидетельству N о регистрации по месту жительства М.Л.Е. зарегистрирован по адресу: по "адрес", "адрес", "адрес", с 14 августа 2020 г. Истцу незаконно отказали в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г. исковые требования Минченко Т.В. удовлетворены. Признано незаконным уведомление ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району" от 13 сентября 2021 г. об отказе Минченко Т.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е. в возрасте от трех до семи лет включительно, за Минченко Т.В. признано право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от трех до семи лет включительно, с момента достижения им трехлетнего возраста - с ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г. решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району" просит отменить решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г. до достижения ребенка возраста 8 лет (пункт 5).
Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 30 апреля 2020 г. N 53-50/20-мпр утверждено Положение о порядке и условиях предоставления в Иркутской области ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее по тексту - Положение).
Пунктами 5, 5(1) Положения предусмотрено, что право на ежемесячную выплату возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, воспитывающей ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в целом по Иркутской области на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее соответственно - семья, величина прожиточного минимума на душу населения). Ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей или законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и проживающему на территории Иркутской области (далее - гражданин), на ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.
Для назначения ежемесячной выплаты гражданин или его представитель обращается с заявлением в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства, по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания)) гражданина (пункт 8 Положения).
Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня получения обращения гражданина или его представителя за предоставлением ежемесячной выплаты обеспечивает направление межведомственных запросов документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации (далее - органы и (или) организации), в распоряжении которых находятся указанные документы, в том числе об идентификационном номере налогоплательщика гражданина, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 12 Положения).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, родителями М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются М.Е.Ю. и Минченко Т.В.
ДД.ММ.ГГГГ брак между М.Е.Ю. и Минченко Т.В. прекращен.
3 августа 2021 г. Минченко Т.В. посредством личного кабинета на портале Госуслуг обратилась в ОГКУ "Центр социальных выплат по Иркутской области" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего ребенка М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Из уведомления от 13 сентября 2021 г. следует, что Минченко Т.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, причина отказа: обращение не по месту жительства (пребывания). Согласно данным на 13 сентября 2021 г, полученным в порядке межведомственного электронного взаимодействия из МВД России, в Управление социальной защиты населения была предоставлена информация о регистрации Минченко Т.В. по адресу: "адрес".
Установлено, что на момент обращения истца в учреждение 2 августа 2021 г. с заявлением о назначении ежемесячной выплаты Минченко Т.В. и ее несовершеннолетние дети были зарегистрированы по адресу: "адрес", "адрес", "адрес": Минченко Т.В. с 10 августа 2020 г.; несовершеннолетние М.М.Е, М.Ю.Е, М.Л.Е. - с 14 августа 2020 г.
После повторного обращения 13 сентября 2021 г. Минченко Т.В. в учреждение ей была назначена мера социальной поддержки на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е. в возрасте от трех до семи лет с 14 сентября 2021 г. по 13 сентября 2022 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца 2 августа 2021 г. с заявлением на получение ежемесячной выплаты Минченко Т.В. и ее несовершеннолетние дети М.М.Е, М.Ю.Е, М.Л.Е. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в связи с чем, истец имела право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е. в возрасте от трех до семи лет включительно, с момента достижения им трехлетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ, и пришел к выводу о том, что уведомление ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району" от 13 сентября 2021 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно является незаконным. При этом суд первой инстанции указал, что согласно представленной ответчиком карточке обработки информации у ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району" имелись сведения об адресе истца: "адрес", "адрес", "адрес", что не препятствовало ответчику истребовать дополнительные документы у Минченко Т.В. с целью уточнения данных.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности уведомления ОГКУ "УСЗН по Иркутскому району" от 13 сентября 2021 г, учитывая, что истец Минченко Т.В. обратилась с заявлением на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 августа 2021 г, не позднее 6-ти месяцев со дня достижения М.Л.Е. 3-х лет, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании за Минченко Т.В. права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка М.Л.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от трех до семи лет включительно, с момента достижения им трехлетнего возраста - с ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается на основании сведений, поступивших на межведомственные запросы, следовательно Минченко Т.В. не смогла реализовать свое право на получение ежемесячной денежной выплаты по вине должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации, своевременно не внесших актуальные сведения о регистрации гражданина по месту жительства в базу данных, отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут, поскольку не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального или процессуального права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны ответчика, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией стороны ответчика, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Иркутскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.