Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Варнавской Л.С, Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 24RS0007-01-2021-002010-65 по иску министерства лесного хозяйства Красноярского края к АО "Карабулалес" об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по кассационной жалобе АО "Карабулалес" на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 25 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось с иском к АО "Карабулалес" об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового (рейдового) осмотра лесного участка установлено, что на обочине лесной дороги, расположенной в 5 км. от автодороги Канск-Абан-Богучаны в квартале 80 выделе 16 Карабульского участкового лесничества КГБУ "Богучанское лесничество" находятся контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом, избушкой, туалетом, установленные АО "Карабулалес" без разрешительных документов. Территория частично ограждена бетонными блоками. Площадь самовольно занятого земельного участка составляет 0, 015 га. Данный лесной участок относится к землям государственного лесного фонда, находится в аренде у ООО "ЛесСервис", установка КПП на нем не предусмотрена. С учетом уточнения требований, истец просил: обязать АО "Карабулалес" демонтировать и вывезти с территории лесного фонда контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом, туалет, бетонные блоки, расположенные на лесном участке в квартале 80 выделе 16 Карабульского участкового лесничества КГБУ "Богучанское лесничество", на земельных участках с кадастровыми номерами N, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Богучанского районного суда Красноярского края от 25 мая 2022 г, постановлено:
Обязать АО "Карабулалес" устранить препятствия в осуществлении права пользования участком лесного фонда, а именно демонтировать контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом, туалет, бетонные блоки (географические координаты N), расположенные на лесном участке в квартале 80 выделе 16 Карабульского участкового лесничества КГБУ "Богучанское лесничество", на земельных участках с кадастровыми номерами N, с их вывозом с территории государственного лесного фонда, в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с АО "Карабулалес" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2022 г. постановлено указанное решение оставить без изменения.
В кассационной жалобе представитель АО "Карабулалес" Басловяк С.И. просит судебные акты отменить. Считает, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края не наделено правом осуществлять надзорные функции за земельными участками и на обращение в суд с настоящим иском. Полагает, что судами не принято во внимание, что АО "Карабулалес" является собственником земельного участка, на котором расположен линейный объект недвижимости в виде дороги, с установленными объектами дорожной инфраструктуры, являющийся предметом спора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
Так, согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в числе иного путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, устранения препятствий в осуществлении права собственности или иных вещных прав, не связанных с лишением владения (негаторный иск).
В силу п. 2 ч. 5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.
Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. ч. 3, 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что АО "Карабулалес" зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре юридических лиц, имеет юридический адрес: "адрес", основным видом его деятельности являются лесозаготовки.
ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли администрации Красноярского края и ОАО "Карабулалес" (в настоящее время - АО "Карабулалес") заключен договор аренды лесного участка N, по условиям которого арендатору передан в возмездное временное пользование сроком на 40 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 64 669 га, расположенный в кварталах N N Карабульского участкового лесничества КГБУ "Богучанское лесничество", в границах, указанных в плане лесного участка (схеме), в приложениях N и N к договору, с номером учетной записи в государственном лесном реестре N, в целях использования лесов для заготовки древесины.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, сделка приватизации в части включения в уставной капитал АО "Карабулалес" автодорог Карабула - Седановская, Карабула - Седановская, Андухинской лесной дороги, автодороги ветка N, моста через реку Карабула признана ничтожной. Указанным решением установлено, что автодороги Карабула - Седановская, Карабула - Седановская, Андухинская лесная дорога, автодорога ветка N, мост через реку Карабула находятся на землях государственного лесного фонда, являются неотъемлемой частью лесного фонда в составе нелесных земель и приватизации, как в силу положений Лесного кодекса РСФСР, так и ныне действующего Лесного кодекса РФ, не подлежат, возможность отчуждения участков лесного фонда не предусмотрена.
Из выписок ЕГРП следует, что лесные участки, расположенные по адресам: "адрес", Богучанское лесничество, Карабульское участковое лесничество, кварталы: N N с кадастровыми номерами N, находятся в государственной собственности, относятся к государственному лесному фонду, вид разрешенного использования - для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Богучанского лесничества, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N-о, предоставлены для заготовки древесины по договору аренды лесного участка N-и от ДД.ММ.ГГГГ ООО "ЛесСервис" на срок 49 лет. Земельный участок с кадастровым номером N передан на основании договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Сибуглеком" сроком по ДД.ММ.ГГГГ для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом КГКУ "Лесная охрана" от ДД.ММ.ГГГГ N-лн, вынесенным по факту поступления в учреждение жалобы ООО "Медео" от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении лесного законодательства, главным государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ "Лесная охрана" ФИО7 проведен плановый (рейдовый) осмотр - обследование лесного участка на территории вблизи "адрес" Красноярского края, о чем составлен акт и отчет о выполнении рейдового задания. В ходе осмотра установлено, что на обочине лесной дороги, расположенной в 5 км от автодороги Канск-Абан-Богучаны в квартале 80 выделе 16 Карабульского участкового лесничества КГБУ "Богучанское лесничество", АО "Карабулалес" в отсутствие законных оснований установлен контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом, территория частично ограждена бетонными блоками, на ней расположены: туалет, автомобиль УАЗ, дрова для отопления, шлагбаум. Площадь самовольно занятого участка составляет 0, 015 га. Работником АО "Карабулалес" ведется учет проезжающих грузовых машин, для чего выдаются пропуски.
Согласно схемы, составленной филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект", КПП со шлагбаумом находятся на лесном участке в квартале 80 выделе 16 Карабульского участкового лесничества КГБУ "Богучанское лесничество", который по сообщению последнего относится к государственному лесному фонду.
Согласно выпискам из ЕГРП, за АО "Карабулалес" зарегистрировано право собственности на автомобильную дорогу, протяженностью 12 678 м, местоположением: Российская Федерация, "адрес" автодорога в границах ПК0 - ПК127, с кадастровым номером N, находящуюся в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N, арендованных ООО "ЛесСервис" и ООО "Сибуглеком".
Из заключения ООО "Геосеть" от ДД.ММ.ГГГГ выполненого по заказу ООО "Медео", следует, что спорные объекты расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N, частично на землях не разграниченной государственной собственности. Объект капитального строительства с кадастровым номером N, представляет собой автомобильную дорогу, расположенную в кадастровом квартале N, а именно, проезжую часть, покрытую насыпью гравия, которая по своему функциональному назначению и фактическому использованию является наземным сооружением.
Разрешая исковые требования, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности и доказанности требований истца об освобождении самовольно занятого лесного участка от строений и сооружений.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам жалобы, судами верно определены обстоятельства по делу, выводы судов мотивированы, правовая позиция, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергнуть выводы судов.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края не наделено правом осуществлять надзорные функции за земельными участками и на обращение в суд с настоящим иском, были в полной мере проверены и оценены судами с учетом положений ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, п.1 Указа Губернатора Красноярского края N 139-уг от 13.07.2016 г. "О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-УГ "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", Распоряжения Правительства Красноярского края от 13 июля 2016 г. N 560-р, ст. 103 Устава Красноярского края, Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", Указа Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края" согласно которых министерство лесного хозяйства Красноярского края создано в структуре органов исполнительной власти Красноярского края.
Согласно п.1 Распоряжения Правительства Красноярского края от 24.08.2016 года N 700-р, министерство лесного хозяйства Красноярского края является правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в пределах полномочий в области лесных отношений.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство), утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 г. N 374-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), надзор (контроль) в областях лесных отношений, организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории края.
Согласно п. 3.51 указанного Положения Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области лесных отношений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002г, под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
С учетом изложенного судами верно определено, что истец является органом исполнительной власти Красноярского края и с целью устранения нарушений законодательства в области лесных отношений правомочно инициировать иск к лицу, самовольно занявшему земельный участок, входящий в состав лесного фонда, и ограничивающему беспрепятственный проезд по землям государственного лесного фонда.
Доводы кассационной жалобы о наличии у АО "Карабулалес" права собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога с установленными объектами дорожной инфраструктуры, также были предметом проверки и оценки судов, обоснованно отклонены, поскольку доказательств предоставления ответчику земельных участков лесного фонда для размещения объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не имеется.
Кроме того, судами принято во внимание, что регистрация права собственности АО "Карабулалес" на сооружение дорожного транспорта - автомобильную дорогу, которая по сути своей является лесовозной, оспаривается ООО "Медео" путем обращения в регистрирующий орган, поскольку регистрация права собственности произведена без учета решения Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на злоупотребление правом со стороны АО "Карабулалес".
Вопреки доводам кассационной жалобы дело рассмотрено в рамках заявленных требований в соответствии с ч.2 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Богучанского районного суда Красноярского края от 25 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Карабулалес" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.