Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сицинской О.В, судей Печуриной Ю.А. и Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-137/2022 по апелляционным жалобам Совета Министров Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по административному иску первого заместителя прокурора Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель прокурора Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Совету министров Республики Крым, в котором просил признать недействующим пункт 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, и пункт 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым, утверждённых постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578 (в редакции от 2 апреля 2020 года).
Административный истец полагает, что оспариваемые положения Порядка предоставления мер социальной поддержки и Порядка возмещения расходов противоречат требованиям частей 1, 3 стать 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, поскольку предусматривают возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, жилищным кооперативам, управляющим компаниям, а не гражданам, тогда как Жилищным кодексом РФ определено предоставление компенсации непосредственно гражданам. Таким образом, нарушен принцип адресности.
Кроме того, устанавливая собственный порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, Совет министров Республики Крым вышел за пределы своей компетенции, что свидетельствует о наличии коррупциногенных факторов, предусмотренных подпунктами "в", "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Советом Министров Республики Крым и Министерством труда и социальной защиты Республики Крым поданы апелляционные жалобы, в которых указанные лица просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с не привлечением к участию в деле:
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;
Министерства финансов Республики Крым;
ГУП Республики Крым "Вода Крыма".
На указанное апелляционное определение подано кассационное представление прокурора Республики Крым, которое судом кассационной инстанции удовлетворено. Суд кассационной инстанции в своем кассационном определении от 27 сентября 2022 года согласился прокурором Республики Крым в том, что при рассмотрении данного административного дела вопрос о правах и обязанностях указанных лиц разрешен не был, решение по делу на права и обязанности указанных лиц не влияет. Дело возвращено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В период кассационного обжалования в суд апелляционной инстанции поступила апелляционная жалоба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года, которая принята к настоящему апелляционному производству для рассмотрения совместно с апелляционными жалобами Совета Министров Республики Крым и Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.
Таким образом, в настоящем заседании рассматриваются три апелляционные жалобы, суть которых сводится к тому, что оспариваемое постановление принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, при соблюдении требований к форме, виду и в соответствии с установленной процедурой.
Оспариваемое постановление не противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку федеральные нормы не содержат формы и конкретного механизма предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, полномочия по их определению федеральным законодателем переданы субъектам РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Костюк А.И. просил оставить решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 октября 2021 года без изменения, апелляционные жалобы Совета Министров Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения; апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - без рассмотрения.
Представитель Совета министров Республики Крым - Вишняков М.В, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - Константинова Е.С, представители Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - Пикина Е.А. и Алиев М.С. настаивали на удовлетворении своих апелляционных жалобы, просили отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В силу части 6 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Статьёй 83 Конституции Республики Крым установлено, что Совет министров Республики Крым:
1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Крым;
2) обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
3) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
4) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, их языков и культур; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
5) разрабатывает для представления Главой Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым проект бюджета Республики Крым и проекты программ социально-экономического развития Республики Крым;
6) обеспечивает исполнение бюджета Республики Крым, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Крым;
7) формирует иные органы исполнительной власти Республики Крым;
8) управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящей Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке;
10) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Республики Крым, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, заключенными в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (часть 1 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым (далее - Регламент), утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года N242.
Указанный Регламент определяет порядок деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 29 мая 2014 года N5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", иными законами Республики Крым.
Согласно пункту 4 Регламента, Совет министров осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и настоящим Регламентом. В своей деятельности Совет министров руководствуется принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Крым.
Совет министров обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Республики Крым, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Крым (пункт 5 Регламента).
Работу Совета министров и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров (пункт 6 Регламента).
Рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров (пункт 7 Регламента).
Руководители исполнительных органов государственной власти Республики Крым, Аппарата Совета министров, на которых возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Совета министров, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления (пункт 8 Регламента).
Совет министров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).
Пунктами 47, 48, 49, 50 Регламента установлено, что заседание Совета министров созывается Председателем Совета министров. Заседания Совета министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Председатель Совета министров может созвать внеочередное заседание Совета министров. По решениям Главы Республики Крым и Председателя Совета министров может быть проведено закрытое заседание Совета министров (закрытое обсуждение отдельных вопросов).
Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путем заочного голосования по соответствующим проектам актов, подготовленным в порядке, предусмотренном пунктами 122 - 172 настоящего Регламента, большинством голосов членов Совета министров (пункт 54 Регламента).
Решения Совета министров принимаются путем голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета министров (пункт 90 Регламента).
По результатам заседания Совета министров составляется протокол. В протоколе заседания указываются фамилии и инициалы членов Совета министров, а также должностных лиц, которые приняли участие в заседании, вопросы, которые рассматривались, и решения, принятые по результатам рассмотрения (пункт 96 Регламента).
Акты Совета министров, выписки из протокола заседания Совета министров направляются структурным подразделением Аппарата по вопросам делопроизводства заинтересованным органам, предприятиям, учреждениям, организациям не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня их подписания согласно указателю рассылки (пункт 103 Регламента).
В силу пункт 104 Регламента, Аппарат в установленном порядке:
1) предоставляет средствам массовой информации сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров;
2) размещает на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров;
3) по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Совета министров по рассмотренным на заседаниях вопросам, обеспечивает размещение в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
Согласно пунктам 105, 106 Регламента, акты Совета министров нормативного характера издаются в форме постановлений. Постановления Совета министров издаются по вопросам утверждения положения, порядка, регламента, правил, методики и в других случаях, когда общественные отношения требуют нормативного регулирования.
Акты Совета министров, Председателя Совета министров, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию (пункт 110 Регламента).
Официальным опубликованием актов Совета министров считается первая публикация их полного текста в газете "Крымская газета", или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым", или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (пункт 111 Регламента).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 декабря 2014 года Советом министров Республики Крым принято постановление N578 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жителям Республики Крым".
Данным постановлением утверждены:
Порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа (приложение 1), в котором указано, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа отдельным категориям граждан Республики Крым (далее - граждане);
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Республики Крым (приложение 2), в котором указано, что настоящий Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жителям Республики Крым (далее - Порядок возмещения), разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, гарантирующим предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Республики Крым (далее - граждане).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление принято компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, опубликовано 23 декабря 2014 года на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" и 16 января 2015 года в официальном печатном издании - газете "Крымские известия" N5 (5671).
В дальнейшем, многочисленными постановлениями Совета министров Республики Крым, в том числе, от 20.10.2016 N 498, от 02.12.2019 N 686, от 02.04.2020 N 188, в оспариваемое постановление вносились изменения.
На момент обращения с настоящим административным иском в суд, постановление в оспариваемой части изложено следующим образом.
Пункт 2 Порядка предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа:
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым путем возмещения организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости) (далее - организации) расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Крым, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту жительства.
При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются на одно жилое помещение по выбору гражданина.
Пункт 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Республики Крым:
Возмещение производится жилищно-коммунальным организациям, организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости) (далее - организации).
Проверкой соответствия оспариваемых положений постановления административного ответчика нормативным актам большей юридической силы, доводов о нарушении прав стороны административного истца, установлено следующее.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут (пункт "ж" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Статьёй 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как верно установилсуд первой инстанции, федеральным законодательством диспозитивно регламентировано наличие следующих обязательных составляющих условий предоставления компенсации:
1) предоставление компенсации непосредственно гражданам;
2) наличие у граждан расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и отсутствие задолженности по такой оплате (или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению), 3) компенсация расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако, оспариваемым положением Порядка предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, очевидно, фактическое предоставление мер социальной поддержки организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости), а не гражданам.
При этом, оспариваемым положением Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Республики Крым, именно организациям: жилищно-коммунальным; по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; специализированным некоммерческим, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; коммунального комплекса (ресурсоснабжающим); многоотраслевым жилищно-коммунального хозяйства; управляющим; жилищным кооперативам; товариществам собственников жилья (недвижимости), производится возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, суд первой пришел к верному выводу о том, что оспариваемыми положениями нарушена предусмотренная федеральным законодателем "адресность" предоставления мер социальной поддержки - именно гражданам, а не иным лицам.
При этом, как уже указывалось, компенсация должна предоставляться гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации) и именно гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что оспариваемые положения вышеуказанных Порядков, утверждённых постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578, принятым административным ответчиком в сфере осуществления собственного нормативно-правового регулирования в области предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Республике Крым, противоречат требованиям частей 1, 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу.
Признавая пункт 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и пункт 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым, утверждённых постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N578, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции верно исходил из разъяснений абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционных жалоб Совета Министров Республики Крым и Министерства труда и социальной защиты Республики Крым не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В отношении апелляционной жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.
Суд кассационной инстанции в своем кассационном определении от 27 сентября 2022 года согласился прокурором Республики Крым в том, что при рассмотрении данного административного дела вопрос о правах и обязанностях указанных лиц разрешен не был, решение по делу на права и обязанности указанных лиц не влияет.
В соответствии с пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление, поданные лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного акта, или на судебный акт, не подлежащий обжалованию в апелляционном порядке, оставляются судом апелляционной инстанции без рассмотрения по существу (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 301, пункт 5 статьи 309 КАС РФ).
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета Министров Республики Крым и Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым оставить без рассмотрения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.