Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда" Литвинова Б.И. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 10 июня 2021 года N 12-023/2021, решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 07 декабря 2021 года, решение судьи Приморского краевого суда от 13 января 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 10 июня 2021 года N федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Удэгейская легенда" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда") признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 07 декабря 2021 года постановление должностного лица от 10 июня 2021 года N оставлено без изменения, жалоба директора ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" Литвинова Б.И. без удовлетворения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 13 января 2022 года решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 07 декабря 2021 года изменено, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снижено до 100 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" Литвинов Б.И. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты как незаконные, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом под "обращением с отходами" понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под "накоплением отходов" понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу требований части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде предупреждения или наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила), меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Предупреждение лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно пункту 15 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель, а также требований настоящего раздела.
Меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке (пункт 24 Правил).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов (пункт 25 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации под водоохранными зонами понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4, 11 и 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров в размере пятидесяти метров, ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега от тридцати до пятидесяти метров. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, являющихся средой обитания, местами воспроизводства, нереста, нагула, миграционными путями особо ценных водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используемых для добычи (вылова), сохранения таких видов водных биологических ресурсов среды их обитания, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона берега.
В силу пункта 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса, в границах водоохранных зон запрещается размещение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Из материалов дела следует, что в период с 05 апреля по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы Росприроднадзора во исполнение пункта 3.4.3 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 12 февраля 2021 года N Пр-267 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах" и в соответствии с Распоряжением Росприроднадзора от 23 января 2021 года N 51-р в рамках осуществления государственного надзора на особо охраняемых природных территориях проведена внеплановая выездная проверка ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" готовности к пожароопасному сезону 2021, соблюдение требований по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе, укомплектованности и готовности к применению пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а так же готовности к пожароопасному сезону (периоду) в лесах на 2021 год.
В ходе указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра территории кордона "Корейский" ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" выявлено несанкционированное размещение отходов: железного ржавого ведра, сломанного умывальника, пластиковых изделий, металлического бака и сломанных деревянных изделий, размещенных на земельном покрове, у Учреждения отсутствует лесоустройство, разработанный лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов, на территории кордона "Корейский" на расстоянии менее 200 метров от прибрежной полосы реки Большая Уссурка допущено хранение горюче-смазочных материалов (три двухсотлитровые бочки с нефтепродуктами, три канистры), что является нарушением требований статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "об отходах производства потребления", статьи 42 Земельного кодекса РФ, пункта 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года N 1614, части 1, части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 15, статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "об особо охраняемых природных территориях", части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ, СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколах об административных правонарушениях N (том N, л.д. 138), N (том N, л.д. 141) и N от ДД.ММ.ГГГГ (том N, л.д. 14), актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (том N, л.д. 129), фототаблицей к акту и иными доказательствами и послужили основанием для привлечения ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" к административной ответственности по части 1 статьи 8.2, части 1 статьи 8.32 и частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ должностным лицом.
Факт совершения ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.32 и частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.32 и частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица и нижестоящих судебных инстанций о наличии в деянии ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" состава административных правонарушений, предусмотренных статьей частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.32 и частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Действия ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская республика" по части 1 статьи 8.2, части 1 статьи 8.32 и части 1 статьи 8.42 КоАП РФ квалифицированы правильно, с учетом всех установленных обстоятельств по делу.
Довод жалобы о том, что в ходе осмотра территории ФГБУ "Национальный парк "Удегейская легенда" отсутствовали понятые, не может быть принят к вниманию, поскольку процессуальным законом и КоАП РФ не предусмотрено участие понятых при совершении указанных действий.
Вопреки доводам жалобы с учетом характера и обстоятельств совершенного ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" административного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный режим охраны особо охраняемой природной территории, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание ФГБУ "Национальный парк "Удэгейская легенда" назначено с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Постановление должностного лица вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностных лиц, судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 10 июня 2021 года N 12-023/2021, решение судьи Красноармейского районного суда Приморского края от 07 декабря 2021 года, решение судьи Приморского краевого суда от 13 января 2022 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 1 статьи 8.32, частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда" оставить без изменения, жалобу директора федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Удэгейская легенда" Литвинова Б.И. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.