Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Сутыриной С.В. на вступившее в законную силу решение судьи Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова" Сутыриной Светланы Викторовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 21 сентября 2021 года N директор ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова" Сутырина С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статей 8.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Тернейского районного суда приморского края от 17 января 2022 года постановление должностного лица от 21 сентября 2021 года N оставлено без изменения, жалоба Сутыриной С.В. без удовлетворения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года решение судьи от 17 января 2022 года оставлено без изменения, жалоба Сутыриной С.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Сутырина С.В. просит отменить вступившие в законную силу решение судьи от 21 февраля 2022 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей" (далее - Закон об охране окружающей среды) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Частью 2 статьи 73 Закона об охране окружающей среды подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Согласно статьи 73 Закона об охране окружающей среды, требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации, так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Роспотребнадзора на основании приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица в отношении ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени ФИО3" N-КНД от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка и обследованы объекты негативного воздействия на окружающую среду, расположенные по адресам: N-П - "адрес", на 122 километре автодороги Рудная Пристань-Терней, контрольно-пропускной пункт Благодатное; N-П - "адрес" в одном километре от контрольно-пропускного пункта Благодатное, кордон Благодатное; N-П - "адрес", территория центральной усадьбы.
На кордоне Благодатное расположены 2 организованных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используемых для помещений, расположенных на кордоне. Бытовая печь контрольно-пропускного пункта Благодатное (источник N) функционирует в отопительный сезон на дровах, расход дров составляет N. При работе печи в атмосферу через дымовую трубу высотой 6 метров, диаметр 0, 3 места выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, взвешенные вещества. Бытовая печь строения на кордоне Благодатное (источник N) функционирует в отопительный сезон на дровах, расходов дров составляет 1 м3 в год. При работе печи в атмосферу через дымовую трубу высотой 6 метров, диаметр 0, 3 метра выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензопирен, взвешенные вещества. На территории центральной усадьбы расположен 1 организованный источник (N) - котельная и 9 неорганизованных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Источник N (котельная) используется для теплоснабжения помещений на территории заповедника. Котельная топится дровами в отопительный период года. Годовой расход дров 1350 м3 в в год. При этом в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества - азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен, сажа и взвешенные вещества.
Согласно приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N-лс с ДД.ММ.ГГГГ на должность директора ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. ФИО3" назначена ФИО1
В ходе проверки установлено, что директор ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник им. ФИО3" ФИО1, ответственная за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушено требование статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица - директора ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени ФИО3" ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки N-КНД от ДД.ММ.ГГГГ; высписка из реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду ФГБУ "Сихотэ-Алинский заповедник" и иными материалами дела, которым дана оценка нижестоящими судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что директор ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени ФИО3" ФИО1 имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что директор ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени ФИО3" ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя о том, что у нее имеется профильное биологическое образование, удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля", не может быть принят во внимание, так как законодательством предусмотрено обязательное прохождение руководителем организаций профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
С учетом требований статьи 73 Федерального Закона N 7-ФЗ "об охране окружающей среды", руководители организации и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области окружающей среды и экологической безопасности.
Директор ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени ФИО3" ФИО1 не представила подтверждающие документы о наличии такого образования.
Довод заявителя жалобы об отсутствии утвержденных Минприроды России соответствующих программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, со ссылкой на письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N-ОГ "О программах обучения в области экологической безопасности", являются не состоятельными в силу следующего.
Наличие соответствующих документов об обучении и образовании является обязательным требованием для осуществления различных видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду.
Письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N-ОГ разъясняет, что Минприроды России прорабатывает вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "об образовании в Российской Федерации" в части дополнения перечня типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе, типовой дополнительного профессиональной программой повышения квалификации лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Данным письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Вопреки доводам жалобы, так же в письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в настоящее время действует примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденная приказом Минприроды России от 18 ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю пришел к обоснованному выводу о совершении директором ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова" Сутыриной С.В. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных нижестоящей судебной инстанцией обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
Иные доводы заявителя жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда при рассмотрении дела.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова" Сутыриной С.В. рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание директору ФГБУ "Сихотэ-Алинского государственного природного биосферного заповедника имени К.Г. Абрамова" Сутыриной С.В. назначено в пределах санкции статьей 8.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. Постановление вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление старшего инспектора Дальневосточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2021 года, решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 17 января 2022 года, решение судьи Приморского краевого суда от 21 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ФГБУ "Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник имени К.Г. Абрамова" Сутыриной Светланы Викторовны оставить без изменения, жалобу Сутыриной С.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.