Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) Шлык А.В. на вступившее в законную силу постановление начальника Федерального государственного казенного учреждения "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача майора медицинской службы Батова В.Е. от 02 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ФГКУ "1029 ЦГСЭН" МО РФ - главного государственного санитарного врача майора медицинской службы Батова В.Е. от 02 августа 2019 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.
Решением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 октября 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года отменено решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 октября 2019 года, дело по жалобе направлено на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска, по месту нахождения филиала юридического лица по Восточному военному округу.
Решением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 24 июня 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2021 года постановление и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Шлык А.В. просит постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Шлык А.В, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Статья 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности) предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требовании при сборе, "накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды. Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) следует, что хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 4 Федерального закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Из пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 11 части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", применяемых во взаимосвязи, граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную среду обитания, при этом индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Военной прокуратурой Благовещенского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС N ЖЭ(К)О N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления. В ходе указанной проверки произведен осмотр мусорных контейнеров, расположенных на территории Дальневосточного высшего общевойскового командного училища им. ФИО1 К.К. Рокоссовского военного городка N "Загородный", расположенного по адресу: "адрес".
При осмотре установлено, что вывоз отходов с военного городка N "Загородный" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не осуществляется, в связи с чем площадка для сбора отходов захламлена, контейнеры переполнены, чем нарушены требования ст.ст.8, 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.1, 1.2, 2.1.1, 2.2.1, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Рассматривая жалобу представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России судья районного суда, с позицией которого согласился судья краевого суда, обоснованно согласился с выводами должностного лица административного органа о наличии указанного выше события административного правонарушения и виновности в его совершении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: рапортом помощника военного прокурора от 23 апреля 2019 года (л.д. 40), актом проверки от 06 мая 2019 года, фототаблицей от 06 мая 2019 года (л.д. 42-45), а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, в том числе о недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление должностного лица и судебные акты, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения юридического лица - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решение судей нижестоящих судов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника Федерального государственного казенного учреждения "1029 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации - главного государственного санитарного врача майора медицинской службы Батова В.Е. от 02 августа 2019 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 24 июня 2021 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.