Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 мая 2022 года, принятые по административному делу N 2а-709/2022, по административному исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил Министерство обороны Российской Федерации и "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) выделить лимиты денежных средств и произвести оборудование площадок для хранения твердого топлива на территории котельных (инв. N, N, N) в военных городках N и N в войсковой части N, расположенных по адресу: "адрес", микрорайон Старт, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о защите земель и почв, а также сохранности федеральной собственности при содержании и эксплуатации котельных на твердом печном топливе (инв. N, N, N) войсковой части N, расположенных по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, микрорайон Старт установлено, что в нарушение приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 октября 2020 года N428 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей" хранение твердого топлива (угля) допускается не в штабелях и не на специализированно оборудованных площадках-складах (без навеса, без средств пожарной охраны), а в навал на грунте.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2021 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 января 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 мая 2022 года исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести оборудование площадок для хранения твердого топлива на территории котельных (инв. N, N, N) в военных городках N и N в войсковой части N, расположенных по адресу: "адрес", микрорайон Старт в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
21 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 10 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации указывает, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Котельные N, N, N, переданы в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, на которое возложена обязанность подготавливать документы, связанные с проектированием, ремонтом реконструкцией вверенного ему недвижимого имущества, формировать расчеты (обоснования) для получения субсидии из федерального бюджета, для обеспечения содержания (эксплуатации) недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и по получении финансирования из соответствующих источников выполнять работы по ремонту и/или реконструкции закрепленного за ним недвижимого имущества. Кроме этого, отмечает, что суд не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределённому кругу лиц не выполнил собственник либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределённого круг лиц, а также почему восстановление прав неопределённого круга лиц должно быть произведено именно оборудованием, суды не выяснили объёмы работ и затрат, которые должен произвести собственник для исполнения решения суда, а также не выяснил, являются ли указанные сроки реальными, для исполнения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
В данном случае нарушения норм процессуального и материального права, влекущие отмену принятых по делу судебных актов, допущены судами первой и апелляционной инстанции.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проверки выявлено, что хранение твердого топлива (угля) на территории котельных инв. N, N, N в военных городках N и N в войсковой части N, расположенных по адресу: "адрес", микрорайон Старт, допускается не в штабелях и не на специализированных оборудованных площадках-складах (без навеса, без средств пожарной охраны), а в навал на грунте (л.д. 173-178).
Здания котельных инв. N и N введены в эксплуатацию в 1972 году, здание котельной инв. N введена в эксплуатацию в 1978 году, сведений о проведении капитального ремонта, либо об оборудовании площадок для хранения твердого топлива в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства суду не представлены.
Собственником зданий котельных (инв. N, N, N) является Министерство обороны Российской Федерации, которое на основании акта приема-передачи недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства) N от ДД.ММ.ГГГГ передало здания котельных в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (л.д. 107-109).
Удовлетворяя частично требования военного прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив необходимость по оборудованию площадок для хранения твердого топлива на территории котельных (инв. N, N, N) в военных городках N и N в войсковой части N, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении соответствующей обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, при этом указав, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по оборудованию площадок для хранения твердого топлива, не лишает Минобороны РФ как собственника зданий спорных котельных и учредителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, возложить на последнего выполнение указанных работ на основании сформированного государственного задания.
С указанными выводами нижестоящих судов судебная коллегия кассационного суда согласиться не может, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации среди прочего подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесено - организация выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
Согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" также определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 12, 13 Устава).
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Как следует из материалов дела, здания котельных (инв. N, N, N) Минобороны России передано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по акту приема-передачи недвижимого имущества (объекты теплового хозяйства) N от ДД.ММ.ГГГГ, в оперативное управление.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность по оборудованию площадок для хранения твердого топлива на территории котельных (инв. N, N, N) в военных городках N и N в войсковой части 44284, нижестоящие суды не приняли во внимание вышеназванные акты, не учли организационную структуру Министерства обороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений министерства, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство такого ремонта, в то время как в силу подпункта 68 пункта 7 Положения само Министерство обороны Российской Федерации только организует выполнение работ по капитальному ремонту принадлежащих ему объектов; кроме того, не определилк какому виду ремонта, к капитальному или текущему ремонту относятся указанные в иске работы.
Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Вопреки указанным требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанций не принял мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суды допустили существенное нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного ответчика в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше, установить кому передано в оперативное управление, в безвозмездное пользование здание госпиталя, определить организацию и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 4 мая 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.