Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года, принятое по административному делу N 3а-38/2022 по административному иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" о признании приказов комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 18 декабря 2018 года N 48/6-п, от 17 декабря 2021 года N 41/4-П не действующими в части, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителей Департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области Емельяновой Т.В. и Журбиновой Н.А, представителя АО "ДГК" Демченко В.С, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 18 декабря 2018 года N 48/6-П установлены тарифы на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2019-2023 годы (далее также - Приказ N 48/6-П).
1 марта 2021 года Комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области переименован в департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее также - Департамент, орган регулирования).
Приказом департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 17 декабря 2021 года N 41/4-П внесены изменения в приказ N 48/6-П (далее - Приказ N 41/4-П).
Согласно Приложению к Приказу N 41/4-П утверждены тарифы на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2022 год.
В подпунктах 2.1 пунктов 2 Приложения компонент на холодную воду для населения на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года установлен в размере 22, 99 руб./м3 (с учётом НДС), на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб./м3 (с учётом НДС).
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее также - АО "ДГК", Общество) обратилось в суд Еврейской автономной области с административным иском, в котором с учетом уточнений просило признать недействующим с даты принятия Приказ департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ N-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ N-П" в части установления в тарифе для населения компонента на холодную воду на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подпункте 2.1 пункта 2 и в части установления в тарифе для населения компонента на холодную воду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подпункте 2.1 пункта 2 Приложения к Приказу, как не соответствующего положениям статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); возложить обязанность на ответчика принять заменяющий нормативный правовой акт; взыскать судебные расходы в размере 4 500 рублей.
В обоснование иска указано, что органом регулирования при установлении компонента на холодную воду на 2022 год не учтены положения налогового законодательства, в соответствии с которыми АО "ДГК" является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог). В оспариваемом приказе компонент на холодную воду установлен в размерах тарифов на питьевую воду для МУП "Водоканал", освобожденного от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Таким образом, в тарифе для населения в величину компонента на холодную воду должна быть включена сумма НДС. Решение органа регулирования нарушает права и законные интересы Общества, поскольку применение оспариваемого норматива влечет уменьшение дохода регулируемой организации.
Решением Суда Еврейской автономной области от 29 апреля 2022 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года решение Суда Еврейской автономной области от 29 апреля 2022 года отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" удовлетворено.
Приказ департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 17 декабря 2021 года N 41/4-П "О внесении изменений в приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 18 декабря 2018 года N 48/6-П "Об установлении тарифов на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2019-2023 годы" в части установления тарифа для населения компонента на холодную воду признан не действующим с даты его принятия.
На департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области возложена обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта в месячный срок со дня вынесения апелляционного определения. С департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области в пользу АО "Дальневосточная генерирующая компания" взыскана сумма уплаченной государственной пошлины в размере 7 500 рублей.
28 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, поданная через Суд Еврейской автономной области 17 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции и принятии нового решения по делу.
В обоснование кассационной жалобы представитель ответчика указал, что суд апелляционной инстанции не правильно применил нормы законодательства, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э. Оценка тарифному решению должна даваться на основании норм специального законодательства экономической обоснованности расходов регулируемой организации в рамках установления для нее регулируемых цен (тарифов), а не с точки зрения налогового законодательства. При утверждении тарифов исходили из принципа достижения и соблюдения баланса экономических интересов организации, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, который закреплен в Федеральном законе N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года кассационная жалоба департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, и заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ регулированию подлежит тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Еврейской автономной области в соответствии с Положением о Департаменте тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, утвержденным постановлением правительства Еврейской автономной области от 16 июля 2013 года N 321-пп, является названный Департамент.
Судами установлено, что оспариваемый приказ и вносящие в него изменения нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям не оспариваются.
Как следует из материалов дела АО "ДГК" осуществляет деятельность по производству и продаже электрической и тепловой энергии; поставке (продаже) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам, а также и иные виды деятельности.
Приказом N 48/6-П установлены тарифы на горячую воду, реализуемую структурным подразделением "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания", на 2019-2023 годы.
29 апреля 2021 года АО "ДГК" обратилось в Департамент с заявлением об открытии дела по корректировке тарифов на горячую воду на 2022 год.
Приказом Департамента от 21 мая 2021 года N45-о открыто дело по корректировке тарифов, 17 декабря 2021 года принят Приказ N 41/4-П.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что компонент на холодную воду для структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" АО "Дальневосточная генерирующая компания" принят равным тарифу на питьевую воду, установленному для МУП "Водоканал" соответствующим приказом от 15 декабря 2020 года N40/3-п, который является действующим, не отменен, в связи с чем орган регулирования обоснованно его применил, что соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года Департаментом установлен тариф на горячую воду для населения в экономически необоснованном размере, с нарушением положений тарифного и налогового законодательства, что нарушает права и законные интересы административного истца. При этом суд апелляционной инстанции установил, что в тариф на горячую воду для населения по компоненту на холодную воду не включен налог на добавленную стоимость, тогда как АО "ДГК" является плательщиком налога на добавленную стоимость, и соответствующая сумма налога в силу положений налогового кодекса включается в тарифы.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и необходимой валовой выручки.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании, в том числе, такой составляющей, как тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Таким образом, компонент на холодную воду является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которого устанавливается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
В соответствии с пунктом 111 Методических указаний N 1746-э значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на питьевую воду (питьевое водоснабжение) по формуле:
где:
- компонент на холодную воду i-той регулируемой организации, руб./куб. м;
- тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), рассчитанный в соответствии с главами VIII, VIII.I настоящих Методических указаний, руб./куб. м.
Из указанных положений следует, что компонент на холодную воду определяется равным значению тарифа на питьевую воду.
Из Приложения к Приказу N 41/4-П следует, что компонент на холодную воду в тарифе как для населения (с учетом НДС), так и для иных потребителей (без учета НДС) установлен на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 22, 99 руб./м3, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб./м3.
Тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" на территории муниципального образования "Город Биробиджан" на 2021-2025 годы" утверждены приказом административного ответчика от 15 декабря 2020 года N 40/3-П, который действует в редакции изменений, внесенных приказом Департамента от 2 декабря 2021 года N 35/1-П.
Согласно данному приказу тариф на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" на территории муниципального образования "Город Биробиджан" для населения на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года установлен в размере 22, 99 руб. на 1 куб.м, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб. на 1 куб.м.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (пункт 6 статьи 168 НК РФ).
С учетом указанных положений налогового законодательства, отражение для категории потребителей "население" тарифов с включением налога на добавленную стоимость является требованием налогового законодательства. Организация, начисляющая налоги по общей системе налогообложения, обязана предъявлять налог на добавленную стоимость при оплате соответствующих услуг.
В суде установлено, что решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20 марта 2018 года по делу N А16-781/2016 в отношении МУП "Водоканал" прекращена процедура внешнего управления, предприятие признано несостоятельным (банкротом) и открыта процедура банкротства - конкурсное производство.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).Указанная норма в приведенной выше редакции действует с 1 января 2021 года.
При таких обстоятельствах МУП "Водоканал" в силу закона освобождено от начисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации товара (работ, услуг), о чем имеется ссылка в примечании к приказу Департамента от 2 декабря 2021 года N 35/1-П.
Согласно оспариваемому приказу, компонент на холодную воду в тарифе как для населения (с учетом НДС), так и для иных потребителей (без учета НДС) установлен на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 22, 99 руб./м3, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - в размере 25, 29 руб./м3, то есть установленные числовые значения соответствуют тарифу на питьевое водоснабжение, утвержденному по аналогичным категориям потребителей на 2022 год для МУП "Водоканал", освобожденного от уплаты НДС.
Между тем в нарушение требований налогового законодательства в тариф на горячую воду для населения по компоненту на холодную воду не включен налог на добавленную стоимость, налогоплательщиком которого является административный истец.
Установив, что департаментом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года установлен тариф на горячую воду для населения в экономически необоснованном размере, с нарушением положений тарифного и налогового законодательства, что нарушает права регулируемой организации на полное возмещение затрат, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания недействующим оспариваемого приказа.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства, полагает, что выводы суда апелляционной инстанции, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами, ей в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения по делу не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.