Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 1 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-325/2022, по административному иску военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ, Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) в котором просил признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков, связанные с длительным не оборудованием котельной резервными источниками питания в соответствии требованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных; возложить обязанность на Министерство обороны РФ и на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести оборудование котельной инв. N резервным источником электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных Министерством обороны РФ на территории гарнизона Комсомольск-на-Амуре установлено, что на территории в/ч N военного городка Аэродром Хурба, дислоцированного в "адрес", располагается котельная, инв. N, находящаяся в оперативном управлении филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Восточному военному округу. Данная котельная не обеспечена электроэнергией от двух взаимно резервирующих источников электропитания (не оборудована резервным источником электроснабжения). Указанные нарушения создают в отопительный период реальную угрозу для жизни и здоровья военнослужащих и граждан военного городка, поскольку отсутствие резервного источника электропитания на котельной инв. N в случае отключения центрального электроснабжения не обеспечивает подачу тепла потребителям (воинским частям и учреждениям), а также может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска от 19 апреля 2022 года административное дело по указанному административному иску передано для рассмотрения по подсудности в Комсомольский районный суд Хабаровского края.
Определением судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17 июня 2022 года произведен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 1 июля 2022 года признано незаконным бездействие Министерства обороны РФ и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в пределах компетенции каждого из них, выразившееся в не оборудовании резервным источником электроэнергии, в соответствии с требованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных, котельной инв. N, расположенной на территории в/ч 77983 военного городка Аэродром Хурба, дислоцированного в "адрес". На Министерство обороны РФ и на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, в пределах полномочий каждого из них, возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, произвести оборудование котельной инв. N, расположенной на территории в/ч N военного городка Аэродром Хурба, дислоцированного в "адрес", резервным источником электроэнергии, в соответствии с требованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 декабря 2022 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 1 июля 2022 года отменено, принято новое решение, которым требования военного прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, выразившееся в не оборудовании резервным источником питания электроэнергии, в соответствии с требованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных, котельной инв. N, расположенной на территории в/ч 77983 военного городка N Аэродром Хурба, дислоцированного в "адрес".
На ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность в срок - в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, произвести оборудование котельной инв. N, расположенной на территории в/ч 77983 военного городка N Аэродром Хурба, дислоцированного в "адрес", резервным источником питания электроэнергии, в соответствии с требованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации котельных. В удовлетворении административного иска к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
2 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ", поданная через Комсомольский районный суд Хабаровского края 24 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что здание котельной 1969 года постройки, при строительстве котельной не были предусмотрены помещения под размещение оборудования резервного источника энергоснабжения. Министерство обороны РФ передало спорную котельную с целью оказания коммунальных услуг. Расширение перечня имущества собственника путем обустройства новых ранее не построенных объектов не входит в компетенцию Учреждения, денежные средства на указанные цели Учреждению не выделяются. Кроме этого, здание котельной было передано Учреждению по акту N от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатационное содержание, в оперативное управление не передавалось. Полагает, что на Учреждение не может быть возложена обязанность по установке резервного источника электроэнергии.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 года кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители других участвующих в деле лиц, которые надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила), в соответствии с пунктом 1.2.18 которых в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктами 1.2.19 и 1.2.20 Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно пункту 1.12 СНиП II-35-76 "Котельные установки" котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
В соответствии с пунктом 4.9. СП 89.13330.2016 "Котельные установки", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 944/пр, котельная инв. N относится ко второй категории надежности электроснабжения и в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от 2 независимых, взаимно резервирующих источников питания.
Материалами дела подтверждается, что филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу осуществляется эксплуатация котельной инв. N, расположенной на территории в/ч N военного городка Аэродром Хурба, дислоцированного в "адрес".
Военным прокурором гарнизона Комсомольск-на-Амуре в ходе проверки установлено, что котельная инв. N эксплуатируется без резервных источников электрической энергии, что, в случае аварийной ситуации, может привести к прекращению работы котельной в отопительный период.
Согласно ответу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на представление военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, здания котельных не оборудованы резервными источниками электрической энергии, так как проектной документацией не предусмотрено резервирование электроснабжения от дополнительных источников. Для обеспечения котельных резервными источниками питания необходимо произвести реконструкцию здания с изменениями инженерных сетей и установкой второго независимого резервного источника питания. В рамках имеющихся полномочий, Учреждением разработаны тактико-технические задания на реконструкцию вводных распределительных устройств с установкой дизельных электростанций требуемой мощности, которые направлены для дальнейшего согласования и включения в заявочные планы капитального ремонта (реконструкции) объектов теплового хозяйства.
Удовлетворяя административный иск и возлагая на Министерство обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в пределах их компетенции, обязанность произвести оборудование указанной котельной резервным источником электроэнергии, признавая бездействие административных ответчиков в этой части, суд первой инстанции, установив, что указанная котельная относится ко второй категории надежности электроснабжения и должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых, взаимно резервирующих источников питания, исходил из того, что сама котельная является имуществом Министерства обороны РФ, передана в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, поэтому на обоих административных ответчиках, в пределах их компетенции, лежит ответственность по ее оборудованию резервным источником электроснабжения в соответствии с положениями действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о возложении обязанности на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России произвести оборудование котельной резервным источником питания электроэнергии и отказывая в удовлетворении требований к Минобороне России, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о том, что указанная котельная относится ко второй категории надежности электроснабжения и должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых, взаимно резервирующих источников питания. Но поскольку Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, подведомственные ему организации, и поскольку указанная котельная передана в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг, и которое в силу положений Устава обладает правом проведения соответствующих работ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что именно ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязано произвести оборудование котельной резервным источником питания электроэнергии в целях использования имущества по назначению.
Оснований не согласиться с такими выводами судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Судами установлено, что котельная инв. N является теплоисточником для объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер военного городка. Остановка котельного оборудования вследствие прекращения подачи электроэнергии, в отсутствии резервного источника питания, в качестве негативных последствий может повлечь нарушение прав и законных интересов военнослужащих и граждан военного городка на своевременное и в полном объеме получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
С учетом изложенного, отсутствие резервного источника электроснабжения в котельной N, которая отнесена ко второй категории надежности электроснабжения, в случае неисправности основного источника увеличит вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора о возложении обязанности произвести оборудование котельной резервным источником электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации среди прочего подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесено - организация выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
Согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 12, 13 Устава).
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N607, учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Так, пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Таким образом, с учетом изложенного, учитывая организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в чьи обязанности входит надлежащее содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, а в необходимых случаях их капитальный (текущий) ремонт.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на заключение специалиста от 24 октября 2022 года, приложенного к кассационной жалобе, согласно которому для оборудования котельной N5 в военном городке Аэродром " "адрес"" резервным источником электроснабжения требуется проведение работ по реконструкции котельной со строительством отдельно стоящего здания ДЭС, подлежат отклонению, поскольку в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что представитель ответчика явился в суд апелляционной инстанции, но не был допущен в судебное заседание, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку не подтверждаются какими либо надлежащими доказательствами.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что здание котельной не передавалось ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в оперативное управление, не влечет отмену судебного акта, поскольку материалами дела подтверждается, что указанная котельная передана и находится на содержании ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, приняв в эксплуатацию здание котельной, ответчик обязан обеспечить использование имущества по назначению.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводы судебных инстанций.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами нижестоящих судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Таким образом, по мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выводы суда апелляционной инстанций являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.