Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Василенко Николая Иосифовича - Яныгиной О.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2022 года, принятое по административному делу N 2а-2763/2022, по административному иску Василенко Николая Иосифовича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решение об отказе в заключении договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Василенко Н.И. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/22 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
В обоснование иска указано, что оспариваемое решение не соответствует законодательству, фактическим обстоятельствам дела, поскольку при проведении экспертизы документов ответчиком не были учтены исключения, содержащиеся в подпункте 1 пункта 1.2 Административного регламента. Согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ аукцион на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка признан несостоявшимся, истец признан единственным участником аукциона. Данное обстоятельство свидетельствует, что Василенко Н.И. является надлежащим лицом, входящим в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 Регламента. Полагает, что ранее заключенный договор аренды приравнивается к договору заключенному без проведения торгов.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года, административное исковое заявление Василенко Н.И. удовлетворено.
Признано незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/22 от ДД.ММ.ГГГГ. На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Василенко Н.И. в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении требований Василенко Н.И. отказано.
3 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Василенко Н.И. - Яныгиной О.А, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 25 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе представитель истца ссылается на то, что судом апелляционной инстанции неправильно истолкованы исключения, указанные в пункте 1.2 Регламента предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов. Полагает, что ранее заключенный с ним договор аренды приравнивается к договору, заключенному без проведения торгов. Поскольку заявление о заключении нового договора подано им до дня истечения срока действия заключенного договора, который расторгнут не был; лиц, обладающих исключительным правом на приобретение спорного земельного участка не имеется, оспариваемы отказ администрации является незаконным.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года кассационная жалоба представителя Василенко Н.И. - Яныгиной О.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились административные истцы, представитель административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ между ДИЗО Окружной администрации города Якутска и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, площадью 1 627 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для использования под складирование пиломатериалов без права капитального строительства. Срок действия договора установлен по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в ДИЗО Окружной администрации города Якутска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", с вида использования "под складирование пиломатериалов без права капитального строительства" на "склады".
ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО Окружной администрации города Якутска письмом N сообщил о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Василенко Н.И. обратился в Окружную администрацию "адрес" с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО Окружной администрации города Якутска письмом N-ДИЗО/22 сообщил о невозможности заключения нового договора аренды испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.16 Административного регламента, утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24 сентября 2015 N 251п (далее - Регламент), заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано лицом, не входящим в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 Регламента; из представленных документов следует, что испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду на основании протокола аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; в соответствии с подпунктом 7 пункта 2.16 Регламента на момент заключения нового договора аренды земельного участка отсутствуют предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, с видом разрешенного использования - для использования под складирование пиломатериалов без права капитального строительства, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Удовлетворяя административные исковые требования Василенко Н.И, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) исходил из того, что, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка был признан несостоявшимся, в связи с чем заявитель подпадает под исключения, содержащиеся в подпункте 1 пункта 1.2 Регламента. Указанное не было учтено административным ответчиком.
С указанными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований Василенко Н.И. судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), исходила из того, что административный истец Василенко Н.И. не входит в круг лиц, указанных в пункте 1.2 Регламента, с которыми возможно заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Оснований не согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 15 статьи 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, граждане и юридические лица, которые уже являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случаях, когда земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.6, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ).
При этом право на заключение нового договора аренды в указанных случаях гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 ЗК РФ: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Стандарты предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги определены Административным регламентом, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 24 сентября 2015 года N 251п (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.2 регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства; 3) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В статье 39.12 ЗК РФ определен порядок проведения аукционов по продаже либо на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 13 статьи 39.12 ЗК РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
В соответствии с частью 14 статьи 39.12 ЗК РФ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с Василенко Н.И. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:103010:199 как с единственным участником аукциона, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на аукционе N от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион признан несостоявшимся.
Таким образом, поскольку административному лицу ранее земельный участок был предоставлен в аренду на основании пунктов 13, 14 статьи 39.12 ЗК РФ, он не входит в круг получателей муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", то есть в круг лиц, указанных в пункте 1.2 Регламента, и с которыми возможно заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
С учетом установленных выше обстоятельств и положений действующего законодательства судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Василенко Николая Иосифовича - Яныгиной О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.