Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Панфиловой Л.Ю, Власенко И.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горьковой Л.Ю. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Солнечная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании дополнительной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Горьковой Л.Ю. на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, судебная коллегия
установила:
Горькова Л.Ю. обратилась в суд с иском, указав, что она работает в КГБУЗ "Солнечная районная больница" в составе общепрофильной выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи амбулатории п. Дуки Солнечного района Хабаровского края. При выполнении своей работы она осуществляла выезды к больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, которые могу являться больными новой коронавирусной инфекции. На основании Постановления Правительства РФ N 1762 от 30.10.2020 ответчик должен был производить истцу специальные социальные выплаты, которые до настоящего времени она не получала. Выполняя трудовые обязанности, истец получила заболевание новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем, была нетрудоспособна с 21.11.2021 по 21.12.2021.
28.09.2021 она осуществляла выезд по домашнему адресу к пациенту Саушкиной Л.Ф, которой после осмотра выдала направление на рентген и в специализированное отделение г. Комсомольска-на-Амуре или Солнечного для проведения диагностики. Через 10 дней у Саушкиной Л.Ф. было подтверждено заболевание новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Осуществляя выезды к больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, она подвергала свое здоровье риску заражения новой коронавирусной инфекцией. Ответчик поставил осуществление специальных социальных выплат в зависимость от наличия ПЦР-тестирования, при этом освободив работников бригады от полномочий по осуществлению забора биоматериалов. Указанные действия работодателя являются незаконными.
Просила с учетом уточнений взыскать дополнительную социальную выплату за период с 1.08.2021 по 31.01.2022, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2022 года, исковые требования Горьковой Л.Ю. удовлетворены частично, было постановлено: взыскать с КГБУЗ "Солнечная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Горьковой Л.Ю. дополнительную социальную выплату в размере 2 065 рублей 50 копеек; компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей; итого: 3 065 рублей 50 копеек.
В кассационной жалобе Горькова Л.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, полагая, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права. Считает, что судами не исследованы и не определены существенные различия в признаках функционального назначения и характера выполняемой работы, предусмотренной пунктами а) и б) постановления Правительства РФ от 30.01.2020 N1762, не принято во внимание, что специальные выплаты, предусмотренные указанными пунктами, получают медицинские работники выездных бригад скорой медицинской помощи. Отмечает, что осуществляя выезд к больным с признаками ОРВИ и пневмонии, проводя обследование данных пациентов, производя медицинские манипуляции, направленные на устранение или облегчение проявлений заболевания, либо состояния пациента, восстановление или улучшение его здоровья, она непосредственно участвовала в оказании медицинской помощи по диагностике и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Считает, что судами неверно исчислено число нормативных смен для выплаты ей социальной выплаты, которая составляет 3.3 нормативных смены, а также неверно применен районный коэффициент.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая индивидуальный трудовой спор в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь положениями ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что с 01.11.2020 по 31.12.2022 медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медпомощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медпомощи) по диагностике и лечению COVID-19, а также контактирующим с пациентами с этим диагнозом при выполнении должностных обязанностей, ежемесячно производится специальная социальная выплата в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1762), которым также утверждены Правила расчета социальной выплаты и ее осуществления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Правила).
Установив, что правом на получение специальной социальной выплаты обладают медицинские работники при оказании медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при этом указанные выплаты истцу произведены, за исключением нормативной смены за оказание медицинской помощи пациенту Саушкиной Л.Ф, где у пациента был подтвержден диагноз новой коронавирусной инфекции, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании в пользу истца дополнительной социальной выплаты в размере 2 065, 50 руб, а также компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 части 1, части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охрану здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
На момент возникновения спорных правоотношения действует Постановление Правительства РФ N 1762, пунктом 2 которого предусмотрено, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19.03.2020 N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К ним отнесены в частности: врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1762 установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 данного Постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Указанным Постановлением Правительства РФ N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 3 которых предусмотрено, что специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена). Специальная социальная выплата производится ежемесячно, за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3 Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, из анализа приведенных нормативно-правовых актов следует, что выплаты стимулирующего характера выплачиваются медицинским работникам, оказывающим, принимающим участие в оказании медицинской помощи гражданам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID 19) на момент оказания такой медицинской помощи, при этом случаи последующего установления данного диагноза, исходя из буквального толкования норм указанного Постановления Правительства РФ N1762, права на такие выплаты не влечет.
Установив факты контакта истца с больными с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID 19), исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что истцу не произведена выплата стимулирующего характера, как выездному фельдшеру скорой медицинской помощи амбулатории "адрес" только за оказание медицинской помощи пациенту ФИО5 При этом, взысканная судом социальная выплата произведена в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов. Оснований не согласиться с выводом суда у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе заявителя доводы не могут служить основанием для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, которые в соответствии со ст. 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесены к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Довод кассационной жалобы в части не взыскания с ответчика государственной пошлины в доход соответствующего бюджета, судебная коллегия считает несостоятельным.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Принимая во внимание, что КГБУЗ "Солнечная районная больница", являясь государственным бюджетным учреждением здравоохранения, освобождено от уплаты государственной по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции, мировыми судьями, то взыскание с ответчика в доход соответствующего бюджета государственной пошлины произведено судом правомерно не произведено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 1 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горьковой Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.