Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Панфиловой Л.Ю, Старовойт Р.К, рассмотрела в судебном заседании дело гражданское дело по иску Архиповой (Осокиной) М.Ю. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), администрации муниципального образования "Алданский район" о включении в реестр детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем, по кассационной жалобе Архиповой М.Ю. на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения Архиповой М.Ю, ее представителя Мироновой А.Ю, представителя Органа опеки и попечительства - Клименко О.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Архипова (Осокина) М.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), администрации муниципального образования "Алданский район" указав, что в период с сентября 1996 года по 29.08.2003 она являлась воспитанницей Алданской школы-интернат. Мать Осокина Н.Н. умерла 24.02.2000. Осокин Ю.В. является отцом истца, однако за время проживания истца в школе-интернате и по настоящее время о нем ничего неизвестно.
Решением суда от 21.05.2013 истцу был установлен статус сироты. Полагает, что в 2018 году Минтруд Республики Саха (Якутия) ей незаконно отказал во включении истца в реестр детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Алдане, поскольку своего жилья она не имеет. Истец просила суд обязать ответчика Минтруд Республики Саха (Якутия) включить ее в реестр детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Архиповой М.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Архипова М.Ю. просит об отмене судебных постановлений, полагает их незаконными и нарушающими её права. Настаивает, что не обращалась в отдел опеки и попечительства до достижения возраста 23 лет по уважительным причинам. Обращает внимание, что по вине ответчика, она не включена в сводный список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем, поскольку ранее до достижения ею 23- летнего возраста она обращалась с соответствующим заявлением к ответчику, но ответчик запрашивал у нее дополнительные документы, и в итоге отказал в связи с достижением 23-возраста.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что истец должна была встать на учет в качестве нуждающийся в получении жилого помещения до достижения возраста 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Кроме того, Осокина М.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", что является самостоятельным основанием для отказа во включение истца в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное жилое помещение на момент его обмена Осокиной М.Ю. в 2009 году было пригодно для проживания.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, указав, что в 2002 году Осокиной М.Ю. было предоставлено специализированное жилое помещение (комната в общежитии) по адресу: "адрес", как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которую она обменяла на другое жилое опмещение по договору социального найма.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы судебных инстанций находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (до, изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Осокина М.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1996 года по 2003 года являлась воспитанницей Алданского школы-интерната.
Распоряжением главы администрации г. Алдана N от 09.10.2002 воспитанникам школы-интерната Осокиной Е.Ю, Осокиной М.Ю. выделена комната Nа в общежитии по адресу: адресу: "адрес".
08.05.2009 главой МО "Город Алдан" издано распоряжение N об обмене квартир, в соответствии с которым разрешен обмен Москалевой Е.А, проживающей по адресу: "адрес", с Осокиной М.Ю, проживающей по адресу: "адрес", "адрес"
На основании указанного распоряжения с Осокиной М.Ю. заключен договор социального найма по указанному адресу.
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21.05.2013 Осокина М.Ю. признана лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением администрации МО "Алданский район" Nп от 05.09.2013 Осокина М.Ю. поставлена на учет на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
21.08.2014 главой администрации МО "Алданский район" в адрес Министерства образования Республики Саха (Якутия) направлено заключение о возможности включения в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении Осокиной М.Ю. (л.д. 31).
Министерством образования Республики Саха (Якутия) отказано во включении Осокиной М.Ю. в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что следует из письма Министра в адрес главы администрации МО "Алданский район" (л.д. 30).
Постановлением администрации МО "Алданский район" Nп от 05.12.2017 установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Осокиной М.Ю. по адресу: "адрес" (л.д. 5).
Из ответа Министерства труда Республики Саха (Якутия) от 23.05.2017 в адрес Осокиной М.Ю. следует, что включение истца в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республики Саха (Якутия), не представляется возможным, поскольку истец является нанимателем жилого помещения по адресу: "адрес" (л.д. 45).
В соответствии с заключением Министерства труда Республики Саха (Якутия) от 30.04.2018 принято решение о невозможности включения Осокиной М.Ю. в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Республике Саха (Якутия), в связи с достижением 23 лет на дату подачи заявления.
При таких данных, суды верно исходили из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судами правомерно были отвергнуты доводы истца о неисполнении органами местного самоуправления обязанности по защите её прав как лица оставшегося без попечения родителей, поскольку данное противоречит материалам дела, из которых следует, что Осокина М.Ю. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, судами верно отмечено, что отсутствие возможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", что следует из постановления администрации МО "Алданский район" N влечет для истца иные правовые последствия, предусмотренные нормами жилищного законодательства.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы судебных инстанций.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд апелляционной инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Архиповой М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.