15 декабря 2022 года город Владивосток.
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Панфиловой Л.Ю, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания кассационную жалобу АО "Дальневосточная генерирующая компания" на апелляционное определение Амурского городского суда Хабаровского края от 13 сентября 2022 года по делу по иску АО "Дальневосточная генерирующая компания" к Басалаевой Н.В. о взыскании долга по оплате потребленной тепловой энергии, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее по тексту - АО "ДГК") обратилось с иском к Басалаевой Н.В. о взыскании долга по оплате потребленной тепловой энергии, судебных расходов, указав, что между АО "ДГК" и Басалаевой Н.В. договор поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения заключен не был. При этом поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения на объект ответчика осуществляется. Просит взыскать с Басалаевой Н.В. в пользу АО "ДГК" основной долг в сумме 14 725, 12 руб, пеню в сумме 912, 41 руб, судебные расходы по оплате государственной пошлины. Вернуть излишне уплаченную госпошлину.
Решением мирового судьи судебного участка N 74 судебного района "г. Амурск и Амурский район Хабаровского края" от 20 июня 2022 года исковые требования АО "ДГК" удовлетворены. С Басалаевой Н.В. в пользу истца взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию по адресу: "адрес" (нежилое помещение 1-13) за период март 2021 года - май 2021 года в размере 14 725, 12 руб, пени в размере 912, 41 руб, расходы по уплате госпошлины в размере 626 руб.
Апелляционным определением Амурского городского суда Хабаровского края от 13 сентября 2022 года решение мирового судьи судебного участка N 74 судебного района "г. Амурск и Амурский район Хабаровского края" от 20 июня 2022 года по иску АО "ДГК" к Басалаевой Н.В. о взыскании долга по оплате потребленной тепловой энергии, судебных расходов отменено; принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований АО "ДГК" к Басалаевой Н.В. о взыскании долга по оплате потребленной тепловой энергии, судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе АО "ДГК" просит принятый судом апелляционной инстанции судебный акт отменить, оставив в силе решение мирового судьи.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Басалаевой Н.В. - Басалаева В.Д. просит оставить апелляционное определение Амурского городского суда Хабаровского края от 13 сентября 2022 года без изменения, кассационную жалобу АО "ДГК" без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из представленных материалов и установлено судами, на основании соглашения о выделении долей в натуре от 26.06.2012, договора распределения долей от 07.03.2014, договора дарения от 07.03.2014 Басалаева Н.В. в заявленный спорный период являлась собственником нежилого помещения общей площадью 127, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (нежилое помещение 1-13), право собственности зарегистрировано 21.03.2014.
АО "ДГК" является ресурсоснабжающей организацией (поставщиком тепловой энергии) в многоквартирный дом по адресу: "адрес".
Договор теплоснабжения между АО "ДГК" и Басалаевой Н.В. не заключался.
Так же судами установлено, что 22.09.1999 собственник нежилых помещений обратился в адрес истца с заявлением о расторжении договора по адресу: "адрес".
Актом отключения системы теплоснабжения, составленным 28.09.1999 в присутствии представителя Комсомольских тепловых систем Тарасенко Д.Н. и абонента Басалаева Д.В. зафиксировано, что отопительные приборы в спорных нежилых помещениях обрезаны полностью с изоляцией стояков.
Актом обследования нежилого помещения по адресу: "адрес" системы теплоснабжения и теплопотребления N от 21.02.2022, составленным с участием ответчика Басалаевой Н.В. и представителем тепловых сетей АО "ДГК" зафиксировано, что стояки отопления изолированы и частично отсутствуют.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13.09.2021 на функциональное помещение I (1-13) по адресу: "адрес", зафиксировано отключение отопления и изоляция стояков.
Факт демонтажа отопительных приборов и отсутствие договора с теплоснабжающей организацией ответчиком не оспаривался.
Согласно расчету истца, за март 2021 года - май 2021 задолженность Басалаевой Н.В. по оплате за потребление тепловой энергии составила 14 725, 12 руб.
Разрешая спор суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период - март 2021 года - май 2021 года нежилые помещения, принадлежащие Басалаевой Н.В, снабжались тепловой энергией без заключения соответствующего договора теплоснабжения, следовательно, ответчик, являясь собственником этих помещений, обязан возместить истцу стоимость потребленного ресурса, поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли свое подтверждение доводы ответчика о том, что переоборудование спорного нежилого помещения было произведено законно, нежилое помещение остается частью многоквартирного дома, имеющего общие инженерные сети, в том числе, по центральному отоплению. Отключение радиаторов отопления в нежилом помещении не освобождает ответчика от несения расходов по оплате потребленного теплового ресурса.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами мирового судьи и указал, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии в нежилых помещениях, собственником которых является Басалаева Н.В, принимающих устройств и приборов учета, а также доказательств свидетельствующих о не правомерном и нарушающим целостность системы отопления МКД, а также о наличии жалоб собственников МКД и управляющей организации; отсутствие в спорном жилом помещении энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, зафиксировано специалистами истца в актах 28.09.1999 и от 21.02.2022; каких-либо обращений, требований и жалоб, в том числе о неправомерном демонтаже системы отопления в спорном жилом помещении, с 1999 года по 2021 год со стороны истца в адрес ответчика не направлялось, а следовательно у истца отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика отплаты за потребленную тепловую энергию.
Кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами и находит, что оспариваемое решение принято с существенными нарушениями норм действующего законодательства.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 3 статьи 23.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", единая теплоснабжающая организация в течение трех месяцев с даты начала переходного периода обязана направить потребителям, за исключением потребителей, заключивших договоры теплоснабжения в соответствии с частями 2.1 - 2.3 статьи 8, частями 9 и 10 статьи 10, частью 9 статьи 23 настоящего Федерального закона, теплоснабжающим организациям, владеющим на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, теплосетевым организациям, расположенным в зоне ее деятельности, предложения о заключении договора теплоснабжения, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Потребитель в течение тридцати дней со дня поступления ему предложения о заключении договора теплоснабжения Обязан заключить соответствующий договор с единой теплоснабжающей организацией либо представить единой теплоснабжающей организации письменный мотивированный отказ от заключения договора, если условия такого договора не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В случае если по истечении этого срока потребитель не подписал договор теплоснабжения и не представил письменный мотивированный отказ от заключения такого договора, такой договор считается заключенным.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N1 к данным Правилам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4). При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установилв качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе услуги по отоплению), а также нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306: соответствующие нормативы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (пункты 3 и 4); норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3 и 18 приложения N 1), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 признаны утратившими силу положения данных Правил, предусматривающие формулы определения и расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения N 1).
Такое правовое регулирование предполагает, что рассчитанная с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.200 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 N 30-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2004 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" потери тепловой энергии в общедомовых сетях подлежат учету при установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление и при отсутствии общедомового прибора учета не могут быть предъявлены к оплате дополнительно к объему тепловой энергии, определенному путем умножения общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на утвержденный в установленном законом порядке норматив потребления.
При рассмотрении требований о взыскании с собственника задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилое помещение, через которое проходит трубопровод системы отопления или горячего водоснабжения, установлению подлежат как принадлежность, функциональное назначение, состояние последнего (общедомовое имущество, транзитные сети, изоляция), так и наличие (отсутствие) в нежилом помещении отопительных приборов (радиаторов), соответствие температуры нормативным показателям.
Суд кассационной инстанции полагает, что тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева нежилого помещения, собственником которого является Басалаева Н.В, не расходуется, поскольку произведено отключение радиаторов отопления. Однако, данный факт, по мнению суда кассационной инстанции не может служить достаточным основанием для освобождения последней от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами гражданского дела установлено, что многоквартирный дом "адрес" подключен к централизованным сетям теплоснабжения, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном, а собственник нежилого помещения Басалаева Н.В. не освобождается от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды, то суду апелляционной инстанции необходимо было установить юридически значимое обстоятельство, а именно: содержит ли предъявленная к взысканию задолженность плату за потребление коммунальной услуги по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предложить истцу представить расчет данной платы за спорный период времени и установить размер данной платы.
Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Девятый кассационный суд общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными и повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом положений ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и необходимостью соблюдения разумных сроков судопроизводства, судья находит возможным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям, с учетом их толкования, данного в настоящем определении, и в соответствии с установленными обстоятельствами.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции
определил:
апелляционное определение Амурского городского суда Хабаровского края от 13 сентября 2022 года отменить, направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение.
Судья Л.Ю. Панфилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.