Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Соловьевой О.В, судей Кравченко А.И, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Соколовой Татьяны Витальевны, Тимашевой Марии Юрьевны, Салихова Василия Даниловича к Департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести соответствующую выплату
по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 15 апреля 2022 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И, выслушав пояснения прокурора Скарлухина М.А.
установила:
Прокурор Ленинского района Еврейской автономной области обратился в суд с исками в интересах Соколовой Т.В, Тимашевой М.Ю, Салихова В.Д. к Департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести соответствующую выплату.
В обоснование исков указал, что Соколова Т.В. проживает по адресу: ЕАО, "адрес", и использует расположенный по данному адресу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации 2019 года урожай Соколовой Т.В. был утрачен.
Тимашева М.Ю. проживает по адресу: ЕАО, "адрес", использует расположенный по данному адресу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации 2019 года урожай Тимашевой М.Ю. был утрачен.
Салихов В.Д. проживает по адресу: ЕАО, "адрес", с, Биджан, "адрес", использует расположенный по данному адресу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации 2019 года урожай Салихова В.Д. был утрачен.
Просил признать за истцами право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, обязать произвести выплату Соколовой Т.В. из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0, 10 га, Тимашевой М.Ю. из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0, 10 га, Салихову В.Д. из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0, 09 га из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
В ходе подготовки к рассмотрению спора гражданские дела по искам прокурора в интересах Соколовой Т.В, Тимашевой М.Ю, Салихова В.Д. объединены в одно производство. В качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2021 года за Соколовой Т.В, Тимашевой М.Ю, Салиховым В.Д. признано право на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур у Соколовой Т.В. - 0, 05 га, у Тимашевой М.Ю. - 0, 09 га, у Салихова В.Д. - 0, 09 га.
На департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести истцам соответствующие выплаты из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку доказательств. Считает ошибочными выводы судов о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является надлежащим ответчиком по делу, не соглашается с суждениями о том, что определенные истцам выплаты должны осуществляться за счет средств федерального бюджета. Обращает внимание на то, что выделенные из резервного фонда средства на осуществление компенсации сельхозпроизводителям в полном объеме перечислены в бюджет "адрес", иные средства на эти цели в последующем не выделялись.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора частично, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжениемаспоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 2494-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 N 1455 определившего Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, Порядком предоставления субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, утвержденным постановлением Правительства Еврейской автономной области 20 ноября 2019 N 414-пп, и исходил из того, что истцы, занимая по договорам социального найма жилые помещения в домах с приусадебными участками, на момент чрезвычайной ситуации являлись законным пользователем земли предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, имеют право на получение компенсации в связи с гибелью урожая овощных культур, а отказ управления сельского хозяйства Еврейской автономной области в выплате пострадавшим лицам субсидии, виду отсутствия документов, подтверждающих право на землю, является незаконным.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают.
В соответствии с пунктом "м" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года NN 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 года N 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентам по кредитам (займам).
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 20 ноября 2019 года N 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Согласно пункту 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора ЕАО от 30 августа 2019 года N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
Принимая во внимание приведенные правовые акты, установив юридически значимые по делу обстоятельства, суды верно по существу разрешили спор.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
В кассационной жалобе Минсельхоз России указывает на то, что министерством полностью исполнены возложенные обязательства по проведению оценки причиненного ущерба и по перечислению выделенных по распоряжениям Правительства РФ на компенсацию ущерба денежных средств в бюджет Еврейской автономной области, в связи с чем Минсельхоз России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Данные доводы были предметом проверки судов и правильно отклонены, так как установлено, что согласно акту Министерства сельского хозяйства от 16 октября 2019 года N 022ЛПХд2/1, под номерами 158, 279, 390 в списке пострадавших указаны личные подсобные хозяйства истцов, произведена оценка причиненного ущерба, однако такая выплата из областного бюджета за счет средств федерального бюджета истцам так и не произведена. При этом никакие другие источники финансирования данных субсидий кроме средств федерального бюджета законодательством не предусмотрены.
Доводы кассационной жалобы Минсельхоза России о том, что в 2021-2022 годах решение Правительства РФ о выделении средств резервного фонда на выплату мер государственной поддержки на возмещение ущерба, причиненного паводком 2019 года на территории Еврейской автономной области, не принималось, не имеют правого значения и не могут повлечь отмену судебных постановлений, поскольку судами разрешен спор, вытекающий из правоотношений, возникших в связи с паводком 2019 года.
Доводы кассационной жалобы Минсельхоза России о том, что истцы не являются законным пользователем земельного участка, о том, что акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культу на приусадебном участке Сахихова В.Д. не надлежаще оформлен, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, тогда как правом переоценки в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не наделен.
Отсутствие регистрации права истцов на земельный участок в рассматриваемом случае не может служить основанием для лишения граждан права на получение мер государственной социальной поддержки в связи с утратой урожая, причинением ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.