Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Наконечной Е.В, Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой ФИО5 к Федеральной налоговой службе, Управлению федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании недоплаченной суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных сумм
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 13 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
установила:
Мельникова В.С. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 22 июля 2019 года она работала в Межрайонной ИФНС России N 3 по Магаданской области в должности начальника инспекции. 14 декабря 2020 года Межрайонная ИФНС России N 3 по Магаданской области прекратила свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к УФНС России по Магаданской области.
Приказом от 23 ноября 2020 года N ЕД-10-4/1105@ служебный контракт с истицей расторгнут, она уволена в порядке перевода в УФНС России по Магаданской области с 11 декабря 2020 года на основании пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и приказом от 14 декабря 2020 года N 02-07/273 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела выездных налоговых проверок УФНС России по Магаданской области.
При увольнении в порядке перевода истице выплачена компенсация за 231 день неиспользованного отпуска. В период работы в 2021 году ей предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск с 15 июня по 23 июля 2021 года в количестве 39 календарных дней.
При определении размера среднедневного денежного содержания для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные истице как гражданскому служащему в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, что привело к занижению размера среднемесячного денежного содержания и неверному расчету отпускных сумм.
В своих исковых требованиях Мельникова В.С. просила суд взыскать в ее пользу с ответчика недоплаченную сумму денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 694 092 руб. 63 коп, недоплаченные отпускные суммы за использованный ежегодный отпуск в размере 27 035 руб. 55 коп, судебные расходы в размере 799 руб.
Решением Ягоднинского районного суда от 14 января 2022 года с УФНС России по Магаданской области в пользу Мельниковой В.С. взысканы: недоплаченная сумма денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 694 092 руб. 63 коп, недоплаченные отпускные суммы за использованный отпуск в 2021 году за период с 15 июня по 23 июля 2021 года в размере 27 035 руб. 55 коп, судебные расходы в размере в размере 799 руб.
В удовлетворении требований к Федеральной налоговой службе отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 13 апреля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УФНС по Магаданской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений суда первой и апелляционной инстанции, как не соответствующих нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу ст. 51 Федерального закона 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта "б" пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года N 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
Такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов - решений комиссии по ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС N 2 по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что суммы материального стимулирования (в том числе дополнительного) входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истицы, в том числе при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных.
Материальное стимулирование, выплаченное Мельниковой В.С. в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе дополнительных) сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, подлежат учету при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при расчете выплачиваемой при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск.
Исходя из изложенного, установив в ходе судебного разбирательства, что выплата отпускных при предоставлении отпуска с 15.06.2021 по 23.07.2021 и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении осуществлена ответчиком из расчета денежного содержания без учета выплаченных истице с декабря 2019 года по день увольнения средств материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, в связи с чем Мельникова В.С. недополучила 694 092, 63 руб. за неиспользованный отпуск и 27 035, 55 руб. отпускных, суды правильно применив вышеназванные положения действующего законодательства, правомерно указали на наличие оснований для взыскания с УФНС по Магаданской области данных сумм. Оснований не соглашаться с такой позицией судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Установленный судами размер недополученной истицей суммы в кассационной жалобе не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы сводятся в основном к иному токованию норм материального права, которое является ошибочным, и не могут полечь отмену решения и апелляционного определения.
Довод о том, что ответчику не направлялись дополнительные требования истицы о взыскании судебных расходов в сумме 799 руб. (почтовые расходы), в связи с чем суд первой инстанции неправомерно рассмотрел эти требования, приводился в суде апелляционной инстанции и обоснованно отклонен судом, как не влекущий отмену решения.
Суд второй инстанции правильно исходил из того, что указанные дополнительные требования являлись производными от основных требований иска, признанных правомерными. Обоснованность несения и сумма судебных расходов подтверждены материалами дела, вопрос о возмещении расходов разрешен в соответствии с положениями ст.ст.88, 94, 98 ГПК РФ. При этом возражения относительно существа требований о взыскании расходов ответчик в апелляционной жалобе не приводил, в то время как он имел возможность и вправе был ознакомиться с указанными материалами и заявить такие возражения, но ограничился ссылкой на процессуальное нарушение, которое само по себе не привело к неверному рассмотрению дела и не может служить достаточным основанием для отмены судебного постановления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.