Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации "Александровск-Сахалинский район", КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район", ООО "Александровская строительная компания" о возложении обязанности привести подвальные помещения МКД в соответствие с требованиями п. 4.1.1, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, по кассационной жалобе КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Моториной О.А, полагавшей определение суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Александровск-Сахалинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ГО "Александровск-Сахалинский район", КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район", ООО "Александровская строительная компания" о возложении обязанности привести подвальные помещения МКД в соответствие с требованиями п.п 4.1.1, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
В обосновании требований указано, что Александровск-Сахалинской городской прокуратурой установлено, что подвальное помещение МКД по адресу: "адрес", постоянно подтоплено водой, имеются груды ила и грязи, в связи с чем, в некоторых квартирах создаются неблагоприятные условия для проживания (стены покрываются грибком, стоит запах плесени). МКД является муниципальной собственностью МО ГО "Александровск-Сахалинский район" и передан на обслуживание и содержание управляющей компании ООО "АСК".
Истец считает, что администрацией ГО "Александровск-Сахалинский район", как распорядителем финансов на проведение ремонтных работ в отношении городского жилищного фонда, КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район", как собственником муниципального жилфонда и ООО "АСК", как управляющая организация МКД, - грубо нарушают конституционные права граждан, проживающих в указанном МКД.
На основании изложенного, истец просит суд возложить обязанность на администрацию МО ГО "Александровск-Сахалинский район", КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район", ООО "АСК" в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести подвальные помещения в МКД по адресу: "адрес" в соответствии с требованиями п. 4.1.1, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003. N170, а именно, провести работы: по восстановлению внутренней гидроизоляции фундамента, полов подвала, ремонту стен подвала посредством устранения трещин, щелей и отверстий в целях восстановления его работоспособности, не допускать дальнейшего их развития; по предотвращению сырости и замачивания грунтов оснований фундаментов и конструкций подвалов; по устройству дренажной системы на участке вокруг здания с обеспечением нормального водоотвода в ливневую канализацию городской сети.
Решением Александровск-Сахалинского городского суда от 28 января 2022 года в удовлетворении исковых требований Александровск-Сахалинского городского прокурора - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 мая 2022 года, решение суда первой инстанции отменено в части, вынесено решение о возложении на КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район" обязанность в течение 6-и месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу организовать работы по приведению подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: Сахалинская область, г. Александровск-Сахалинский ул. Дзержинского д. 27а, в соответствие с требованиями п.п 4.1.1, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, в том числе организовать проведение работ по: восстановлению внутренней гидроизоляции фундамента и полов подвала; устройству дренажной системы на земельном участке вокруг указанного многоквартирного дома с обеспечением водоотвода в ливневую канализацию городской сети.
В кассационной жалобе КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район" просит об отмене апелляционного определения. Указывает, что согласно Закона Сахалинской области от 15.07.2013 N76-ЗО "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области" Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области. Также региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Судебным решением на ответчика возложена обязанность по организации работы по приведению подвальных помещений дома в соответствие с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, между тем, организует (привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключает с ними от своего имени соответствующие договоры и т.д.), а также следит за исполнением работ - региональный оператор (НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области, являясь техническим заказчиком производства работ. Обращает внимание, что распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области от 18.05.2022 N 3.10-38-р установлена необходимость проведения капитального ремонта общего имущества, а именно фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" в период 2023-2025.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МКД "адрес" передан на обслуживание и содержание управляющей компании ООО "АСК" на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район" и ООО "АСК".
29.11.2021 прокуратурой проведено обследование подвальных помещений, фасада и отмостков указанного МКД, в результате которого выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства, отраженных в комиссионном акте обследования МКД от указанной даты. Так, помещения МКД систематически подтапливаются грунтовыми водами, поступающими с наружной стороны дома через поврежденное основание дома; грунтовые воды, смешиваясь с землей, образуют массы жидкой грязи, находящейся в подвальных помещениях. Стены подвальных помещений имеют биоповреждения в виде грибковых покрытий.
Поскольку указанный МКД находится в управлении ООО "АСК", то на указанном Обществе лежит установленная законом и договором обязанность выполнения работ по текущему ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии подвала МКД "адрес", являющего общим имуществом в этом доме.
Кроме того, согласно решения общего собрания собственников помещений в МКД N (протокол б/н от 03.03.2019), подготовлено обращение в Фонд капитального ремонта МКД Сахалинской области о включении указанного МКД в график на 2019-2020 годы проведения работ по капитальному ремонту подвального помещения (устройство стяжки, установка дренажной системы, оштукатуривание стен в подвальном помещении) и утепления фасада МКД.
В соответствии с приложением N1 к региональной программе "Капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Сахалинской области, на 2014-2043 годы", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 22.04.2019 N186, - в отношении спорного МКД на период 2020-2022 годы запланировано проведение работ по капитальному ремонту подвального помещения.
Срок проведения капитального ремонта спорного МКД определен в период с 2020 по 2022 годы, поскольку в Краткосрочном плане реализации указанной программы (несмотря на обращение жильцов МКД еще в 2019 году) на указанный период (а он формируется ежегодно), - спорного МКД не указано, по причине не предоставления КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район" соответствующего пакета документов.
Обязанность управляющей организации ООО "АСК" по проведению капитального ремонта общего имущества в указанном МКД, в том числе подвального помещения, как действующим законодательством РФ, так и договором управления МКД, - не предусмотрена.
С момента принятия указанного МКД на обслуживание управляющей организации, в подвальном помещении МКД систематически происходит его подтопление как грунтовыми водами, так и поверхностными водами при выпадении осадков. В следствие чего, оправляющей организацией ООО "АСК" регулярно производиться откачка грунтовых и поверхностных вод в подвале и его осушение, что подтверждается Графиком на 2021-2022 годы.
С 05.08.2021 проводилось комиссионное обследование спорного МКД, по результатам которого составлен акт осмотра б/н от 19.08.2021. Согласно акта осмотра, анализ прилегающей территории МКД показал, что участок, на котором расположено здание, имеет неровный рельеф с уклоном в сторону жилого дома с двух сторон. Дренажная система отсутствует. Осмотр помещений подвала показал следующее: стены подвала (фундамент) сборные бетонные блоки (ФБС), по периметру указанного МКД установлены следы затекания воды через фундаменты с прилегающей территории (два нижних ряда блоков находятся в увлажненном состоянии), заделка межблочных швов нижнего ряда блоков повреждена (выщелачивание вследствие постоянного увлажнения). Полы помещений подвала выполнены бетонной стяжкой, частично затоплены грунтовыми и поверхностными водами. Гидроизоляция фундамента указанного МКД при выполнении капитального ремонта подвального помещения, без установки дренажной системы вокруг дома, - не будет являться гарантией от протечек воды через фундаменты внутрь подвальных помещений.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь требованиями ст.ст. 36, 161-162, 166, 189 Жилищного кодекса РФ, пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, именно КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район" является органом муниципальной власти - распорядителем финансов на проведение соответствующих работ в отношении муниципального жилфонда, и именно его бездействие ведет к затягиванию организации ремонтных работ указанного МКД, однако, в отсутствие надлежащего контроля и надлежащей организации работ со стороны КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район", заключившего вышеуказанный договор управления МКД от 01.01.2021, соответствующие текущие работы управляющей компанией ООО "АСК" не организуются, чем нарушаются права неограниченного круга жильцов указанного МКД, в связи с чем, пришел к выводу, о возложении на КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район" обязанность в течение 6-и месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу организовать работы по приведению подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями п.п 4.1.1, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, считает вывод суда апелляционной инстанции верным.
Так, в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.
Муниципальной собственностью, в соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению муниципальной собственностью ГО "Александровск-Сахалинский район", принятым решением собрания городского округа 27.06.2007 N48, КУМС, согласно ст.43 Устава ГО "Александровск-Сахалинский район" входит в систему органов местного самоуправления городского округа. Основной задачей КУМС, согласно п.2.1.3 Положения является контроль за сохранностью и использованием по назначении муниципального имущества.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, правильно применив нормы материального права, обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении на КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район" обязанности по проведению ремонта подвального помещения многоквартирного дома.
В этой связи, приведенное в кассационной жалобе суждение, о том, что КУМС МО ГО "Александровск-Сахалинский район" является ненадлежащим ответчиком, несостоятельно, поскольку Комитет, в силу возложенных на него полномочий Положением о комитете по управлению муниципальной собственностью ГО "Александровск-Сахалинский район" обязан выполнять требования жилищного законодательства об осуществлении контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества.
Довод кассационной жалобы о том, что НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области" организует и следит за выполнением работ по капитальному имуществу, не является безусловным основанием для отмены принятого по существу верного решения.
Юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу КУМС ГО "Александровск-Сахалинский район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.