Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В, судей: Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мирного в интересах несовершеннолетней Кищенко Э.А. к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об обязании произвести перерасчет и выплату пенсии по инвалидности, по кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Республике Саха (Якутия) на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ - Царевой М.Г, полагавшей решения судов законными, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Мирного в интересах несовершеннолетней Кищенко Э.А. обратился в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Республики Саха (Якутия), указав, что по результатам рассмотрения обращения Кищенко М.И, являющейся законным представителем несовершеннолетней Кищенко Э.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прокуратурой города Мирного было установлено, что с 16.10.2020 Кищенко ЭА установлен статус ребенок-инвалид на срок до 02.06.2038.
24.10.2020 Кищенко М.И. через Единый портал государственных услуг (далее ЕПГУ) в УПФР в Мирнинском районе подано заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности несовершеннолетней Кищенко Э.А, в назначении которой 06, 112020 было отказано по причине необходимости предоставления дополнительных документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Кищенко М.И. повторно в УПФ РФ в Мирнинском районе подано заявление, на основании которого 28.12.2020 принято решение о назначении социальной пенсии по инвалидности Кищенко Э.А. с 01.12.2020.
В ходе проверки пенсионного дела Кищенко Э.А. УПФ РФ обнаружено, что пенсия ребенку ошибочно назначена с 01.12.2020, поскольку заявление подтверждающее место фактического проживания подано представителем только 21.12.2020, в связи с чем, принято решение о назначении пенсии с 21.12.2020.
04.10.2021 прокурором города в связи с выявленными нарушениями вынесено представление об их устранении, однако по результатам рассмотрения ГУ ОПФ по Pеспублике Саха (Якутия) отказано в его удовлетворении, права Кищенко Э.А. на пенсионное обеспечение не восстановлены.
Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать ГУ ОПФ РФ по Республике Саха (Якутия) произвести начисление социальной пенсии по инвалидности несовершеннолетней Кищенко Э.А. исходя из даты установления инвалидности - с 16.10.2020;
обязать ГУ ОПФ РФ по Республике Саха (Якутия) за период с 16.10.2020 года по 20.12.2020 произвести перерасчет и выплату социальной пенсии по инвалидности в пользу законного представителя несовершеннолетней Кищенко Э.А. в размере 34 678, 25 руб.
В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Республике Саха (Якутия) просит об отмене судебных постановлений. Настаивает на том, что пенсия по инвалидности не может быть назначена Кищенко Э.А. с 16.10.2020, так как спорные правоотношения имели место в период, когда социальная пенсия по инвалидности назначалась не с даты установления инвалидности, а с 1-го числа месяца обращения за ней в орган ПФР - с 01.12.2020. Поскольку с 01.12.2020 Кищенко Э.А. назначена и выплачивается социальная пенсия по инвалидности, взыскание данной пенсии в размере 34 678, 25 руб. за период с 16.10.2020 по 30.11.2020 незаконно. Обращают внимание, что п.41 Административного регламента ПФР N16п от 23.01.2019 не может быть применим при разрешении данного иска, так как касается граждан без определенного места жительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 16.10.2020 малолетней Кищенко Э.А, 02.06.2020 года рождения, установлена инвалидность как ребенку - инвалиду на срок до 02.06.2038, что подтверждается справкой МСЭ-2018 N, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Минтруда России Бюро МСЭ N 9.
24.10.2020 законный представитель несовершеннолетней (мама) Кищенко М.И. через ЕПГУ обратилась с заявлением в УПФ РФ в Мирнинском районе о назначении социальной пенсии по инвалидности на ребенка Кищенко Э.А.
06.11.2020 ГУ УПФ РФ в Мирнинском районе Pеспублики Саха (Якутия) вынесло решение об отказе Кищенко ЭА в назначении социальной пенсии по инвалидности на основании ст. 11 п.2 Федерального закона от 15.01.2001 N166 - ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, необходимых для назначения социальной пенсии по инвалидности.
2112.2020 Кищенко М.И. вновь подала заявление о назначение социальной пенсии по инвалидности на ребенка Кищенко Э.А, предоставив паспорт Кищенко М.И. с постоянной регистрацией в городе Красноярске, свидетельство о своей регистрации по месту пребывания на срок с 21.09.2018 по 19.09.2023, свидетельство о регистрации несовершеннолетней Кищенко Э.А. с 10.11.2020 по 10.11.2030.
28.12.2020 ГУ УПФ РФ в Мирнинском районе вынесло решение о назначении Кищенко Э.А. социальной пенсии с 01.12.2020 с применением районного коэффициента.
08.07.2021 в ходе самопроверки пенсионного дела N Кищенко Э.А. УПФ РФ в Мирнинском районе обнаружено, что социальная пенсия по инвалидности ошибочно назначена с 01.12.2020, поскольку заявление подтверждающее место фактического проживания подано законным представителем 21.12.2020.
В рамках исправления обнаруженной ошибки 08.07.2020 УПФ РФ в Мирнинском районе принято решение о назначении пенсии Кищенко Э.А. 21.12.2020.
В результате данной ошибки выявлена переплата размера социальной пенсии по инвалидности с 01.12.2020 по 20.12.2020 и принято решение согласно п. 5 ст. 24 Федерального закона РФ N166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" устранить ошибку, назначить социальную пенсию по инвалидности Кищенко Э.А. с 21.02.2020. Определить излишне выплаченную сумму за период с 01.12.2020 по 20.12.2020 Указанная переплата не удержана с Кищенко М.И.
01.09.2021 Кищенко М.И. обратилась с заявлением к прокурору города Мирного о несогласии с датой назначения социальной пенсии по инвалидности ее малолетней дочери, по результатам проверки которого 04.10.2021 прокуратурой города Мирного Pеспублики Саха (Якутия) в адрес ГУ ОПФ по Республики Саха (Якутия) внесено представление об устранении нарушений.
03.11.2021 в ответ на представление прокурора ГУ ОПФ по Республики Саха (Якутия) указало об отсутствии нарушений пенсионного законодательства о пенсионном обеспечении инвалидов в отношении Кищенко Э.А, в связи с чем, прокурором в интересах несовершеннолетней Кищенко Э.А. инициирован судебный спор.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 11, 22, 23, 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", требованиями п.п. 41, 42, 43 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной; выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, действовавший в период спорных правоотношений, утвержденный приказом Министерства труда Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, и исходил из того, что за назначением пенсии ребенку-инвалиду Кищенко М.И. обратилась 24.10.2020, в связи с чем, социальная выплата должна быть назначена с момента установления ребенку инвалидности, то есть с 16.10.2020.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций законными и обоснованными.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст.39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Из п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст.12 Закона о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).
В ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отражено, что пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (п.1 ст.22 настоящего Федерального закона). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, При этом, реализация права на получение социальной пенсии и социальной выплаты гарантируется государством, и установленное законодателем нормативное регулирование подразумевает, что реализация такого права не может быть ограничена, а выражение волеизъявления на получение соответствующих пенсии и выплаты не должно иметь каких-либо препятствий со стороны государственных органов либо иных лиц.
Действующее законодательство связывает обретение лицом статуса инвалида с возникновением у такого лица права на указанные социальные пенсию и выплату, и вместе с тем устанавливает, что реализация этого права имеет заявительный характер. То есть, до того момента пока лицо не выразило своего волеизъявления на получение социальной пенсии и социальной выплаты и не совершило необходимых юридических действий по предоставлению требуемых документов, пенсия и ЕДВ не могут быть назначены.
При условии, что инвалидность ребенку была установлена 16.10.2020, первоначально Кищенко М.И. обратилась с заявление в УПФ РФ в Мирнинском районе о назначении социальной пенсии по инвалидности 24.10.2020, а также с учетом того, что в силу п.39 Административного регламента, при обращении за назначением социальной пенсии (по старости, по инвалидности) с заявлением о назначении пенсии предоставление документов не требуется, за исключением документов, предусмотренных п.41 Административного регламента, а в силу п.49 Административного регламента, непредставление гражданином документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, суды пришли к верному выводу о назначении пенсии с даты установления инвалидности.
Суды применили по аналогии права нормы, учитывали отсутствие специального правового регулирования спорных отношений, а также то, что действующее законодательство допускает возможность назначения социальных выплат (пенсий) за прошлое время, при определенных условиях.
В силу п.2 ч.5 ст.22 названного Федерального закона страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
Доводы в кассационной жалобы, в том числе и на неправомерное применение п.41 Административного регламента, и отсутствие оснований для назначения пенсии с даты установления инвалидности, не является безусловным основанием для отмены постановленных решений.
Кроме того, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ОПФ РФ по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2022 года отменить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.