Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Панфиловой Л.Ю, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов Сергеевой Т.И, Виноградовой Н.К, Воробьева И.А. к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Плетневой С.Н, полагавшей судебные постановления законными, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, указав, что Сергеева Т.И. проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: "адрес", использует расположенный по данному адресу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации 2019 года урожай ФИО1 был утрачен.
Прокурор просил суд признать за Сергеевой Т.И. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО, обязать ответчика произвести выплату из расчёта гибели сельскохозяйственных культур 0, 09 га.
Виноградова Н.К. на основании договора социального найма проживает по адресу: ЕАО, Ленинский район, п.Преображеновка, пер.Пограничный, д.1 кв.2, использует расположенный по данному адресу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации 2019 года урожай Виноградовой Н.К. был утрачен.
Прокурор просил суд признать за Виноградовой Н.К. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО, обязать ответчика произвести выплату из расчёта гибели сельскохозяйственных культур 0, 08 га.
Воробьев И.А. на основании договора социального найма проживает по адресу: "адрес", использует расположенный по данному адресу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. В результате чрезвычайной ситуации 2019 года урожай Воробьева И.А. был утрачен.
Прокурор просит признать за Воробьевым И.А. право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО, обязать ответчика произвести выплату из расчёта гибели сельскохозяйственных культур 0, 08га.
Определениями суда от 07.09.2021, 18.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Виноградовой Н.К. привлечён Виноградов А.В, в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства РФ, протокольным определением от 17.12.2021 по ходатайству представителя ответчика департамента сельского хозяйства правительства ЕАО - Болошко Э.М. в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.
Определением суда от 03.12.2021 гражданские дела по искам прокурора в интересах Сергеевой Т.И, Виноградовой Н.К, Воробьева И.А. объединены в одно производство.
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25 января 2022 года за Сергеевой Т.И. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 09 га.
За Виноградовой Н.К. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 08 га.
На департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области возложена обязанность произвести Сергеевой Т.И. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 09 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета;
Виноградовой Н. К. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 08 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Воробьева И.А. к департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая в сентябре 2019 года, возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации в связи с утратой урожая прекращено.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Сергеевой Т.И, Виноградовой Н.К. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, абзацы четвертый и пятый резолютивной части изложены в следующей редакции:
"Обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Сергеевой Т.И. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 09 га в размере 9 980 рублей, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Обязать департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Виноградовой Н.К. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - 0, 08 га в размере 8 870 рублей, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета".
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор считает доводы кассационной жалобы не состоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены (пункт "м" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера определен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 (далее - Порядок N 1455).
В силу пункта 2 Порядка N 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка N 1455).
Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Порядка N 1455).
Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537, 5 тысяч рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи.
Постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 02.08.2019 владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году", утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области. Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
Из материалов дела следует, что в собственности Сергеевой Т.И. с 2013 года находится жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором истица зарегистрирована с 24.01.1977.
Согласно выписке из похозяйственной книги N Сергеева Т.И. является главой личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), в её пользовании находится земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 0, 09 га.
Имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН подтверждается, что указанный земельный участок находится в собственности Сергеевой Т.И. с 23.09.2020, документом-основанием является выписка из похозяйственной книги. На момент ЧС право собственности на земельный участок не было оформлено в связи с приостановлением филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЕАО осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка.
Из акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, N от 10.09.2019 следует, что в период уборки с 11.08.2019 в результате сильного переувлажнения почвы из-за высокого уровня воды "адрес" на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры - картофель (овощи), на площади 0, 09 га.
В качестве пострадавшего товаропроизводителя в акте указана глава ЛПХ Сергеева Т.И. Акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, главой ЛПХ Сергеевой Т.И, представителем органа местного самоуправления и утверждён председателем комиссии.
05.12.2019 Сергеева Т.И. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации вследствие утраты урожая. Однако 13.12.2019 в удовлетворении заявления ей отказано в связи с отсутствием у неё документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Из материалов дела также установлено, что в пользовании Виноградовой Н.К. на условиях договора социального найма от 15.08.2012 находится жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" котором истица зарегистрирована с 17.09.2012.
Согласно выписке из похозяйственной книги N Виноградова Н.К. является главой ЛПХ, в её пользовании находится земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 0, 10 га, посевной площадью 0, 08 га.
Из акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, N от 01.10.2019 следует, что в период уборки с 11.08.2019 в результате сильного переувлажнения почвы из-за высокого уровня воды "адрес" на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры - картофель (овощи), на площади 0, 08 га.
В качестве пострадавшего товаропроизводителя в акте указана глава ЛПХ Виноградова Н.К. Акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, главой ЛПХ Виноградовой Н.К, представителем органа местного самоуправления и утверждён председателем комиссии.
21.12.2019 Виноградова Н.К. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате компенсации вследствие утраты урожая. Однако 30.12.2019 в удовлетворении заявления ей отказано в связи с отсутствием у неё документа, подтверждающего право собственности, пользования или иного законного права владения вышеуказанным земельным участком.
Кроме того, из материалов дела следует, что размер ущерба, причинённого личным подсобным хозяйствам Сергеевой Т.И. и Виноградовой Н.К, был определён Министерством сельского хозяйства РФ (акты от 25.09.2019 N, от 16.10.2019 N).
Разрешая спор, суд первой инстанции, установил, что истцы на момент чрезвычайной ситуации на законных основаниях использовали земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, что в результате произошедшего летом 2019 года паводка у них погиб урожай картофеля, признал за Сергеевой Т.И, Виноградовой Н.К. право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в их личных подсобных хозяйствах, в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, из расчёта площадей гибели сельскохозяйственных культур, указанных в актах N, N, за счёт средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций верными.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены в т.ч. граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (пункт 1 части 2).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 N 345 утверждены форма и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Согласно пункту 1 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 N 345 учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве, в том числе фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Исходя из приведенных нормативных положений выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, в соответствии с которым можно определить право на земельный участок.
Сергеева Т.И. является собственником жилого помещения, истица Виноградова Н.К. - нанимателем жилого помещения по договору социального найма, согласно сведениям из похозяйственных книг на момент введения чрезвычайной ситуации истицы являлись главами ЛПХ и использовали земельные участки, на которых расположены их домовладения, для ведения личного подсобного хозяйства, выращенный на земельных участках урожай картофеля в результате паводка был утрачен.
Использование земельных участков соответствует виду разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства (земли населённых пунктов), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 23.09.2020 и от 29.04.2022.
Данные обстоятельства являются достаточным основанием для вывода о том, что Сергеева Т.И. и Виноградова Н.К. на законных основаниях владеют и владели на момент режима ЧС земельными участками, иное означало бы игнорирование основополагающего принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, определен постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственном товаропроизводителям, ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, об отсутствии права на распоряжение средствами резервного фонда Правительства РФ, обоснованно отклонены судами обеих инстанций, поскольку финансирование исполнения обязательств в связи с паводком в 2019 году осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального и процессуального права, допущенных при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.