24 ноября 2022 года город Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Панфиловой Л.Ю, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания гражданское дело по исковому заявлению ООО "Межпоселенческий расчетно-кассовый центр за жилищно-коммунальные услуги" к Миронову Ю.М, Мироновой Е.В. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, судебных расходов, по кассационной жалобе Миронова Юрия Михайловича на решение мирового судьи судебного участка N 57 судебного района "район имени Лазо Хабаровского края" от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 20 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МРКЦ" обратилось к мировому судье судебного участка N 57 судебного района "район имени Лазо Хабаровского края" с иском к Миронову Ю.М, Мироновой Е.В. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по отоплению, в обоснование требований указав, что ответчики проживают по адресу: "адрес". В нарушение ст. ст. 153-155 Жилищного кодекса РФ ненадлежащим образом исполняет обязанность по внесению платы ООО "Сахалинская газовая энергетическая компания" за коммунальные услуги. Задолженность ответчиков перед указанным предприятием сложилась за период с июля 2021 года по февраль 2022 года включительно и составляет 23 977, 04 руб. Ответчики реальных мер для погашения задолженности не принимают. Просит взыскать с ответчиков в пользу ООО "МРКЦ" задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 23 977, 04 руб. и расходы по уплате государственной пошлины 919, 31 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 57 судебного района "район имени Лазо Хабаровского края" от 6 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 20 июня 2022 года, иск ООО "МРКЦ" удовлетворен, постановлено взыскать с Миронова Ю.М, Мироновой Е.В. в пользу общества с ООО "МРКЦ" солидарно задолженность по оплате за коммунальные услуги, предоставленные ООО "Сахалинская газовая энергетическая компания" по жилому помещению, находящемуся по адресу: "адрес". за период с июля 2021 по февраль 2022 включительно в размере 23 977, 04 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 919, 31 руб, всего 24 896, 35 (двадцать четыре тысячи восемьсот девяносто шесть) руб.
В кассационной жалобе Миронов Ю.М. просит принятые судебные акты отменить, с принятием нового решения о прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения не были допущены судами.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судами, ответчики Миронов Ю.М, Миронова Е.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: "адрес", в котором они зарегистрированы с 04.02.1986 и проживают.
Данное жилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме.
В указанное жилое помещение через присоединенную сеть подается тепловая энергия.
ООО "Сахалинская газовая энергетическая компания" является единой теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию на территории Хорского городского поселения, в том числе в жилое помещение ответчиков, Истец на основании агентского договора осуществляет централизованный сбор платежей от населения за коммунальные услуги, предоставляемые ООО "Сахалинская газовая энергетическая компания". Обязательства по предоставлению коммунальных услуг ООО "Сахалинская газовая энергетическая компания" выполняются, однако оплата за эти услуги в исковой период не вносилась, в связи с этим, образовалась задолженность. Данный факт подтверждается представленным истцом расчетом задолженности.
Сведений об оплате задолженности за указанный исковой период ответчики суду не представили.
Согласно расчету задолженность по оплате за коммунальную услугу (отопление) образовалась за период с июля 2021 года по февраль 2022 года включительно и составляет 23 977, 04 руб.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 30, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исходил из того, что обязанность по оплате коммунальных платежей возникла у ответчиков Миронова Ю.М, Мироновой Е.В, являющихся собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, "адрес", при этом доказательств соблюдения установленной законом процедуры переустройства жилого помещения, ответчиками не представлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
При этом обоснованно указав, что установленный мировым судьей факт переоборудования системы отопления квартиры ответчиков с централизованного на автономно-электрическое, не свидетельствует о соблюдении ответчиками порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, о законности демонтажа части внутридомовой системы теплоснабжения в квартире ответчиков и не освобождает последних от обязанности по оплате коммунальных платежей.
Суд кассационной инстанции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в судебных актах.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождает ответчика от оплаты тепловой энергии.
В силу п. п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, во всяком случае, требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем. Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
Согласно Правилам оценки физического износа жилых зданий, утвержденным приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 N 446, центральное отопление является инженерным оборудованием как всего дома в целом, так и жилого помещения в частности. Элементами системы отопления являются магистрали, стояки, отопительные приборы, запорная арматура, калориферы, которые предполагают взаимосвязанность и взаимозависимость элементов системы, поэтому демонтаж одного из элементов фактически означает демонтаж всей системы. Система центрального отопления не только греет воздух в жилом помещении, но и частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания), предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Жилое помещение, лишенное системы центрального отопления, утрачивает качественные квалифицирующие характеристики жилого помещения.
В силу п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу подп. "д" п. 2 и п. 6 названных Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) и устройства системы отопления, которые обслуживают более одной квартиры.
В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичный запрет был установлен и п. 4.3.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, согласно которому потребителю запрещалось переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения исполнителя услуг.
Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускаются.
Любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе демонтаж радиаторов, монтаж дополнительного оборудования, требует согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия определяются как переустройство.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений упомянутых правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, при отсутствии в помещениях радиаторов отопления, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа таких радиаторов с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения.
Доводы, кассатора в той части, что радиаторы отопления в его жилом помещении демонтированы не им, а по решению муниципальных властей аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит, кроме того, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении норм материального права и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Доводы ответчика о необоснованности взыскания задолженности за отопление, поскольку жилое помещение отключено от центральной системы отопления, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными. Ответчиком не представлено в материалы дела доказательства того, что в принадлежащей ему жилом помещении осуществлен переход с централизованного на автономно-электрическое отопление с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 57 судебного района "район имени Лазо Хабаровского края" от 6 апреля 2022 года и апелляционное определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 20 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Миронова Ю.М. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Панфилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.