Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Куликовой И.И, судей Воробьевой Н.В, Храмцовой Л.П, с участием прокурора Скарлухина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Томаринский городской округ" о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение капитального ремонта здания водонасосной станции (подъем 1), и здания фильтра (подъем 2) в городе Томари, по кассационной жалобе администрация муниципального образования "Томаринский городской округ", на решение Томаринского районного суда от 13 августа 2021 года Сахалинской области, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П, заключение прокурора Скалухина М.А, полагавшего, что оспариваемые судебные акты являются обоснованными и законными, судебная коллегия
установила:
21 мая 2021 года и.о.прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО "Томаринский ГО" о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение капитального ремонта здания водонасосной станции (подъем 1), и здания фильтра (подъем 2) в городе Томари.
В обоснование иска указано, что на территории г..Томари расположены две насосные станции, предназначенные для подачи и очистки питьевой воды. Станция первого подъема (кадастровый N) подает питьевую воду на станцию второго подъема. Во внутреннем помещении станции, на потолке имеются многочисленные разрушения в виде отслоения штукатурного слоя от деревянных перекрытий, трещины, плесень, следы влаги. На стенах внутри здания имеются многочисленные трещины и разрушения в виде отслоения штукатурного слоя, плесень. При проверке здания станции второго подъема (кадастровый номер N) установлено, что данная станция очищает воду, поступившую из станции первого подъема, и подает воду в г..Томари. Данное здание одноэтажное, стоит под наклоном, кровля - двухскатная, деревянная, покрытие - шифер волновой, при этом кровельное шиферное покрытие разрушено во многих местах, видны трещины, отверстия в покрытии. На наружных стенах здания - многочисленные разрушения цементно-стружечных плит, во многих местах данные плиты отсутствуют, либо имеют трещины, многочисленные деформационные изменения и отслоения от деревянного покрытия стен. Деревянные доски имеют разрушения, местами отсутствуют. Оконные проемы демонтированы, зашиты, внутренние стены здания оштукатурены цементно-песчаным раствором, который имеет многочисленные отслоения, прикрыты досками. Полы внутри здания бетонные, имеют деформацию, на полах - трещины, расколы. Внутри здания на потолке видны многочисленные разрушения в виде отслоения штукатурки от деревянных перекрытий, многочисленные следы влаги. В помещении находится бассейн, перекрытие над которым - дугообразное, потолочное перекрытие здания деформировано, в целях его не разрушения установлены деревянные самодельные подпорки. На кровле отсутствует водосточная система сбора воды. Текущий и капитальный ремонт не производился.
Обнаруженные повреждения зданий создают угрозу жизни и здоровья работающих в них людей, а также угрозу обрушения кровли на насосы и бассейн, отвечающие за подачу и очистку воды, может повлечь выход из строя оборудование и прекращение подачи воды жителям города Томари.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит суд возложить обязанность на администрацию МО "Томаринский ГО" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение капитального ремонта здания ВНС (подъем 1), расположенного по адресу: Сахалинская область, город Томари, улица "адрес", и здания фильтра (подъем 2), расположенного по адресу: Сахалинская область, город Томари, улица "адрес".
Определением судьи Томаринского районного суда от 26 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено МУП "Водоканал".
Решением Томаринского районного суда от 13 августа 2021 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию МО "Томаринский ГО" возложена обязанность организовать проведение капитального ремонта: здания водонасосной станции (подъем 1), расположенного по адресу: Сахалинская область, город Томари, улица "адрес", и здания фильтра (подъем 2), расположенного по адресу: Сахалинская область, город Томари, улица "адрес", в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" просит указанные судебные акты отменить как незаконные.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное установление судом обстоятельств по делу, нарушение норм материального и процессуального права. Полагает, что администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" является ненадлежащим ответчиком по делу, судом не учтено, что аварийно-восстановительные работы не относятся к капитальному ремонту, при этом судом апелляционной инстанции учтен документ проектно-сметной организации, которая не подписана сторонами и является ненадлежащим доказательством по делу. Просит отменить судебные постановления и дело направить на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что здание водонасосной станции (подъем1) по адресу: : Сахалинская область, город Томари, улица "адрес", и здания фильтра (подъем 2), расположенного по адресу: Сахалинская область, город Томари, улица "адрес", являются муниципальной собственностью МО "Томаринский ГО" и на основании договора от 10 июля 2019 г. N 3 закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Водоканал".
Из заключения по результатам инженерного обследования строительных конструкций здания насосной станции 2 подъема по адресу: г. Томари, улица "адрес" следует, что в текущем техническом состоянии эксплуатация здания невозможна, существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Требуются аварийно-восстановительные работы. Техническое состояние строительных конструкций признано аварийным.
Согласно заключению РЭК Сахалинской области от 01.11.2020 года, в том числе, в пункте 2.1.4 "ремонтные расходы" заявлено МУП "Водоканал" о расходах на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в такие системы, в сумме 426, 8 тыс. рублей представлена дефектная ведомость по объекту станция 1-го подъема г. Томари, ул. "адрес" Приказом РЭК Сахалинской области от 11.11.2020 N40-окк 1 утверждены производственные программы МУП "Водоканал" МО "ТГО" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (приложения 1, 2), и установлены тарифы МУП "Водоканал" МО "ТГО" Сахалинской области на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение (Приложение N4), в разделе 3 Производственной программы МУП "Водоканал" МО "Томаринский городской округ" в сфере холодного водоснабжения (приложение 1) указан план мероприятий - капитальный ремонт станции первого подъема город Томари, улица "адрес" на 2021 год, финансовые потребности на реализацию мероприятия - 424, 35 тыс. рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что администрация муниципального образования является собственником имущества, на которую законом возложена обязанность производить за свой счет капитальный ремонт, меры по капитальному ремонту спорных объектов не принимает, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора и возложении на администрацию городского округа такой обязанности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Судами обеих инстанций обоснованно учтено, что администрация муниципального образования "Томаринский городской округ", как собственник, действия по организации капитального ремонта здание водонасосной станции и здания фильтра не производит и надлежащим образом не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем признал исковое заявление прокурора, поданное в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов у судебной коллегии не имеется.
Согласно действующему законодательству на администрацию муниципального образования "Томаринский городской округ" может быть возложена обязанность по организации капитального ремонта (реконструкции), которая подразумевает необходимость решения министерством как органом государственного управления, ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия в целях реализации поставленных перед ним целей и задач в конкретной сфере.
В силу ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
На основании ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из пункта 1 статьи 3 Положения об администрации МО "Томаринский городской округ" Сахалинской области, утвержденного решением Собрания городского округа МО "Томаринский городской округ N42/287 от 19.02.2021 следует, что администрация МО "Томаринский городской округ", осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на решение вопросов местного значения городского округа и исполнение федерального и регионального законодательства организует в границах городского округа, в том числе водоснабжение населения, водоотведение, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт З); организует строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищного, коммунального назначения (подпункт 4), осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством и Уставом МО "ТГО" к ведению органов местного самоуправления (подпункт 37).
Таким образом, нормы гражданского законодательства предусматривают обязанность собственника по надлежащему содержанию имущества, в т.ч. по осуществлению капитального ремонта, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Вместе с тем указанная норма диспозитивна, поэтому стороны вправе в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ возложить обязанность по осуществлению капитального ремонта на иное лицо. В этом случае должен быть определен перечень имущества подлежащего ремонту и условия финансирования. Таких сведений договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения, на который ссылается заявитель, не содержит.
Ссылки на п. 3.2.4 Договора N 3 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Водоканал", согласно которому Предприятие обязуется осуществлять текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и восстановление закрепленного имущества за счет собственных средств обоснованно отклонены судами, поскольку сторонами не согласован объект и перечень капитальных работ переданного имущества, порядок финансирования этих работ, то данный пункт договора сам по себе не освобождает собственника от бремени несения расходов на содержание этого имущества, его безопасного и функционального его использования.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" является ненадлежащим ответчиком, на законность оспариваемых судебных постановлений не влияют. Указанные доводы были предметом апелляционного рассмотрения и обоснованно отклонены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы содержат иную оценку обстоятельств в отношении которых суд апелляционной инстанции привел свои выводы, в то время, как в силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными либо опровергнутыми судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и не вправе, в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, производить переоценку доказательств и предрешать вопросы о преимуществе одних доказательств перед другими.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, при рассмотрении дела судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, с которыми согласился кассационный суд, направлены на их переоценку, что не может служить основанием к отмене
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томаринского районного суда от 13 августа 2021 года Сахалинской области, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Томаринский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.