Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу с дополнением генерального директора ООО "Скай" Коркиной Ю.С. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 сентября 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 08 декабря 2021 года, решение судьи Тверского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Скай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 сентября 2021 года ООО "Скай" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тверского областного суда от 07 февраля 2022 года, названное выше постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области было изменено в части назначенного обществу административного наказания.
Размер административного наказания был снижен до 200 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе с дополнением от 30 ноября 2022 года, поданными во Второй кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Коркина Ю.С. просит отменить постановления, вынесенные в отношении ООО "Скай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя и дополнения к ней позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Частью 1 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 02 августа 2021 года в период времени с 18 час. 10 мин. до 19 час. 45 мин. в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды произведён осмотр участка местности, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Неготино, и находящегося во временном пользовании ООО "Скай" на основании договора аренды от 14 июля 2021 года.
В ходе осмотра должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000025:7140 на почве обнаружено 3 навала отходов горбыля в форме прямоугольников.
Размер первого навала 29, 038 м х 5, 911 м, высотой 3, 206 м (координаты 56, 79773 035, 91172), размер второго навала 32, 081 м х 6, 032 м, высотой 4, 902 м (координаты 56, 79785 035, 91143), размер третьего навала 45, 361 м х 7, 136 м, высотой 6, 327 м (координаты 56, 79789 035, 91129).
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Придя к выводу о том, нарушения, связанные с обеспечением мер по охране окружающей среды, экологической безопасности, повлекли за собой причинение вреда окружающей среде (почве) на сумму 2 837 532 рублей 00 копеек, должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой права.
Судья районного суда, с решением которого согласился судья областного суда, снизил размер административного штрафа, назначенного обществу до 200 000 рублей, применив при этом положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.Действия ООО "Скай" квалифицированы по части 3 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы о недоказанности вины общества в причинении вреда окружающей среде, судебными инстанциями проверены и признаны неубедительными.
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, получивших надлежащую оценку, и в судебных постановлениях изложены достаточно подробно.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что общество не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений процессуального закона, в том числе и при проведении осмотра земельного участка должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, влекущих отмену вынесенных актов, при производстве по делу должностным лицом и судебными инстанциями не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применение положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время имеются основания изменения вынесенных по данному делу актов.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06 апреля 2022 года статья 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Скай" с 10 мая 2021 года зарегистрировано в этом реестре как микропредприятие.
Таким образом, на момент совершения административного правонарушения общество являлось микропредприятием и на него распространяются положения федерального закона от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Поскольку материалы дела не содержат сведений об оплате обществом административного штрафа, имеются основания для снижения его размера до минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для индивидуальных предпринимателей, т.е. до 70 000 рублей.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения этого Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Снижением размера административного штрафа положение общества не ухудшается.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 сентября 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 08 декабря 2021 года, решение судьи Тверского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Скай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем снижения размера административного штрафа, назначенного ООО "Скай" до 70 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу с дополнением генерального директора ООО "Скай" Коркиной Ю.С. удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 28 сентября 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 08 декабря 2021 года, решение судьи Тверского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Скай" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить и назначить ООО "Скай" административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В остальной части названные постановления оставить без изменения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.