Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Войты И.В, судей Жудова Н.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Михеева Алексея Сергеевича на решение Ленинского районного суда города Ярославля от 19 мая 2022 года (дело N 2а-1028/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 02 сентября 2022 года (дело N 33а-4692/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Михеева Алексея Сергеевича к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области Серовой Светлане Юрьевне, ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области, УФССП по Ярославской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Михеев А.С. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области Серовой С.Ю. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что на исполнении в ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП по Ярославской области находится исполнительное производство N N, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Ярославля по делу N о взыскании с Хахина Е.С. в пользу Михеева А.С. денежных средств в сумме N рублей.
03 мая 2021 года он направил запрос судебному приставу-исполнителю относительно исполнения исполнительного документа, ответ на который не получил.
15 июля 2021 года он направил запрос руководителю УФССП по Ярославской области главному судебному приставу Абрамову А.В, ответ на который получил в конце августа 2021 года. В ответе содержались сведения о наличии у должника транспортного средства.
06 сентября 2021 года он направил запрос в адрес ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля, ответ на который также не получен. Указанные обстоятельства свидетельствуют о длительном бездействии судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству и нарушении прав взыскателя на получение необходимой и достоверной информации о ходе исполнительного производства и своевременного получения денежных средств.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 12 января 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 05 апреля 2022 года решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 19 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 02 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Михеева А.С. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Михеев А.С. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1).
К мерам принудительного исполнения относится в числе прочего обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или. использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику, как лицензиату (часть 3).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Кировскому и Ленинскому районам города Ярославля УФССП по Ярославской области возбуждено исполнительное производство N-ИЛ в отношении должника ФИО9 на основании исполнительного листа ФС N от ДД.ММ.ГГГГ по делу N, выданного Ленинским районным судом г. Ярославля, о взыскании с Хахина Е.С. в пользу Михеева А.С. денежных средств в сумме N рублей.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что судебным приставом-исполнителем были приняты необходимые исполнительные действия, направленные на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительного документа. Незаконного бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя не установлено, права административного истца не нарушены.
Суд установил, что в ходе осуществления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, с целью проверки имущественного положения должника, направлены соответствующие запросы в финансово-кредитные организации и регистрирующие органы (ГУВМ МВД России, ГИБДД МВД России, Гостехнадзор о технике и о правах, ФНС России, ГИМС, Ростреестр, Пенсионный фонд России), осуществлены выходы по месту жительства должника, вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника, о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств.
Направленный в адрес судебного пристава-исполнителя запрос административного истца о ходе исполнительных действий рассмотрен, на него дан соответствующий ответ.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для его отмены.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов обеих инстанций, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Поскольку судебным приставом-исполнителем приняты необходимые меры для исполнения исполнительного документа, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств, при вышеизложенных обстоятельствах, они направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ярославля от 19 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 02 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Михеева С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.