Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 (поступившую
в суд первой инстанции 18 октября 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 1 ноября 2022 года) на решение Рязанского областного суда
от 22 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а-70/2022 по административному исковому заявлению
ФИО1 к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра"
по Рязанской области и Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области о пересмотре архивной кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объектах недвижимости, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к филиалу
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области и Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, в рамках которого просил о пересмотре архивной кадастровой стоимости принадлежавших ему на праве собственности объектов недвижимости
в связи с недостоверностью сведений, использованных при определении
их кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 2015
по 2018 год являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами 62:08:0036010:158, 62:08:0036010:188, 62:08:0036010:189, 62:08:0036010:191, 62:08:0036010:192, 62:08:0036010:193, расположенных
в Михайловском районе Рязанской области.
Распоряжениями Правительства Рязанской области N 158-р от 23 апреля 2012 года и N 339-р от 6 февраля 2012 года вышеуказанные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении данных земельных участков установлен вид разрешенного использования "для строительства придорожного сервиса".
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 1 октября 2014 года N 12-П
"Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области" в отношении земельных участков Рязанской области была определена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года.
В соответствии с указанным постановлением, в том числе, определена кадастровая стоимость спорных земельных участков, на основании
их отнесения к категории земель промышленности, с видом разрешенного использования "для строительства придорожного сервиса".
Согласно Генеральному плану Голдинского сельского поселения Михайловского муниципального района Рязанской области указанные земельные участки находились до 2019 года в функциональной зоне СХ-1 "зона сельскохозяйственного использования". Аналогичное использование земельных участков отражено и в Правилах землепользования и застройки данного сельского поселения.
При этом земельный налог в отношении спорных земельных
участков в рассматриваемые периоды исчислялся исходя из их кадастровой
стоимости, установленной на основании отнесения их к категории
земель промышленности, что, по мнению административного истца, свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, поскольку определение кадастровой стоимости земельных участков следовало осуществлять с учетом их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением Рязанского областного суда от 22 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе административный истец ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов
с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает, что судами не дано должной оценки его доводам относительно необходимости пересмотра кадастровой стоимости земельных участков
с учетом отнесения их к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В суд поступили письменные возражения ФГБУ "ФКП Росреестра"
по Рязанской области на кассационную жалобу, а также ходатайство Администрации м.о. Голдинское с.п. Михайловского муниципального района Рязанской области о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года
N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости
в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля
2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений
о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
(здесь и далее нормы права указываются в применимой редакции), ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости
и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Государственная кадастровая оценка земель применительно
к оспариваемому административным истцом периоду осуществлялась
в порядке, регламентированном Федеральным законом от 29 июля 1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(далее - Закон об оценке), с учетом Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, предполагающих ее проведение, в том числе, на основе классификации земель по целевому назначению
и по виду функционального использования.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценке под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих
в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.13 Закона об оценке государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных
в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ
по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями
к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным
федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые
для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся
в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с Порядком формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 года N 648, перечни объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируются Росреестром, исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в том числе сведений о категории земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункты 1, 8, 9).
В соответствии со статьей 24.17 Закона об оценке в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного
пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
На основании статьи 24.19 Закона об оценке при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения
в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости
в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Такой порядок был установлен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" и предусматривал, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (пункт 2.1.17). При определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета обязан использовать значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного при проведении государственной кадастровой оценки земель соответствующей категории и оценочной группы (либо для соответствующего земельного участка).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
в этих случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1
в период с 2015 по 2018 год являлся собственником земельных
участков с кадастровыми номерами 62:08:0036010:158, 62:08:0036010:188, 62:08:0036010:189, 62:08:0036010:191, 62:08:0036010:192, 62:08:0036010:193, расположенных в Михайловском районе Рязанской области.
Распоряжениями Правительства Рязанской области N 158-р от 23 апреля 2012 года и N 339-р от 6 февраля 2012 года земельные участки
с кадастровыми номерами 62:08:0036010:157 и 62:08:0036010:158 переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения
в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В отношении них предусмотрен вид разрешенного использования "для строительства придорожного сервиса".
Принадлежавшие административному истцу земельные участки
с кадастровыми номерами 62:08:0036010:188, 62:08:0036010:189, 62:08:0036010:191, 62:08:0036010:192, 62:08:0036010:193 образованы
в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 62:08:0036010:157 на основании решения собственников от 4 февраля
2015 года.
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 1 октября 2014 года N 12-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:08:0036010:158, определенная по состоянию на 1 января 2014 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 62:08:0036010:188, 62:08:0036010:189, 62:08:0036010:191, 62:08:0036010:192, 62:08:0036010:193, как ранее не учтенных, определена в соответствии
с требованиями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" по состоянию на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости - 13 февраля
2015 года.
Актуальная кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 30 сентября 2019 года N 34-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области"
и действует с 1 января 2020 года.
Таким образом, сведения об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельных участков являются архивными.
Из материалов дела следует, что сведения о категории земельных участков с кадастровыми номерами 62:08:0036010:157 и 62:08:0036010:158
в государственный кадастр недвижимости внесены 27 февраля 2012 года
и 21 мая 2012 года соответственно.
Земельные участки с кадастровыми номерами 62:08:0036010:188, 62:08:0036010:189, 62:08:0036010:191, 62:08:0036010:192, 62:08:0036010:193 поставлены на государственный кадастровый учет 13 февраля 2015 года, их категория и вид разрешенного использования определены на основе соответствующих сведений о преобразованном земельном участке с кадастровым номером 62:08:0036010:157.
Кадастровая стоимость всех вышеперечисленных земельных
участков рассчитана исходя из их отнесения к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Рязанской области с учетом Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 года N П/49, которая устанавливает группы земельных участков по видам разрешенного использования.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена в соответствии с установленными законом процедурами на основе сведений о категории земель, содержащихся
в государственном кадастре недвижимости, которые являются достоверными и подлежали использованию в указанных целях.
Доводы административного истца о том, что в соответствии
с генеральным планом и правилами землепользования и застройки
м.о. Голдинское с.п. Михайловского муниципального района Рязанской области земельные участки до 2019 года были отнесены к зоне сельскохозяйственного использования, признаны не свидетельствующими
о наличии технической или кадастровой ошибки, повлекших неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом судами нижестоящих инстанций учтено, что вступившим
в законную силу решением Рязанского областного суда от 23 марта
2017 года по административному делу N 3а-59/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО6 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:08:0036010:158
по состоянию на 1 января 2014 года, а также земельных участков
с кадастровыми номерами 62:08:0036010:188, 62:08:0036010:189, 62:08:0036010:191, 62:08:0036010:192, 62:08:0036010:193 по состоянию
на 13 февраля 2015 года установлена в размере равном их рыночной стоимости, также с учетом отнесения их к категории земель промышленности.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах, постановленных при правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию
с размером рыночной стоимости земельных участков, ранее установленной судом в качестве кадастровой стоимости, и не свидетельствуют о наличии судебной ошибки.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами
судов первой и апелляционной инстанций, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели
бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении
и апелляционном определении.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 22 апреля 2022 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 22 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.