Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 28 октября 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 26 октября 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу Ажимова С.Ю. на решение Бологовского городского суда Тверской области от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Закрытого административно-территориального образования Озерный тверской области об оспаривании бездействия по надлежащему содержанию автомобильной дороги и возложении обязанности устранить имеющиеся повреждения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-357/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Ажимов С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области об оспаривании бездействия по надлежащему содержанию автомобильной дороги и возложении обязанности устранить имеющиеся повреждения, привести состояние дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в установленные законом сроки, мотивируя требования тем, что в собственности муниципального образования находится автомобильная дорога общего пользования местного значения 28-553 ОП МГ 002 "адрес" в кадастровом квартале N), протяженностью "данные изъяты", относящаяся к IV категории "улицы и дороги местного значения - улицы и дороги в производственных зонах". На протяжении всего участка дороги от поворота "адрес" дорожное покрытие имеет многочисленные просадки, выбоины и иные повреждения, по своим параметрам значительно превышающие предельно допустимые размеры, установленные ГОСТ 58861-2020, в связи с чем угрожают безопасности дорожного движения, могут повлечь вероятность возникновения аварийных ситуаций, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу населения и лиц, пользующихся данной автомобильной дорогой. В течение длительного времени собственником на указанном участке автомобильной дороги капитальный и текущий ремонт не осуществлялись, денежные средства на эти цели не выделялись. Участок дороги пришел в негодное состояние и требует как текущего, так и капитального ремонта. На его обращения непосредственно в орган местного самоуправления, а также в органы прокуратуры мер по приведению соответствующего участка дороги в надлежащее состояние не принято.
Решением Бологовского городского суда Тверской области от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Ажимова С.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Ажимова С.Ю. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Уставом ЗАТО Озерный Тверской области в редакции от 12 октября 2020 года предусмотрено, что к полномочиям относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Озерный и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на обращения Ажимова С.Ю. от 23 ноября 2021 года главе администрации ЗАТО Озерный и Бологовскому межрайонному прокурору заявителю дан ответ (20 декабря 2021 года) о выполнении в октябре-ноябре 2021 года МБУ "Дорсервис ЗАТО Озерный" в рамках муниципального задания на 2021 год плановых работ по ремонту автомобильной дороги 28-553 ОП МГ 002, включении ремонта данной дороги в муниципальное задание на 2022-2023 годы, планировании капитального ремонта на 2024-2025 годы при условии софинансирования из областного бюджета. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения федерального законодательства, в связи с чем администрации ЗАТО Озерный вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, проведены вышеуказанные работы.
В качестве доказательств, подтверждающих проведение соответствующих работ на спорной автомобильной дороге, судам представлены отчеты о выполнении МБУ "Дорсервис ЗАТО Озерный" муниципальных заданий на 2020 год, 2021 год, справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ копии путевых листов специального автомобиля В, грузового автомобиля Г за период с 12 января 2021 года по 8 июня 2022 года.
Кроме того, по запросу суда контролирующим органом - ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО проведено обследование эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги 28-553 ОП МГ 002 от "адрес" протяженностью "данные изъяты" с видеофиксацией, которая судом исследована и приобщена к материалам дела.
Из акта от 3 июня 2022 года, составленного старшим инспектором ДПС ГДПС ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО Тверской области совместно с руководителем отдела строительства и ЖКХ администрации ЗАТО Озерный и директором МБУ "Дорсервис ЗАТО Озерный", следует, что обследуемая автомобильная дорога имеет асфальтобетонное покрытие в удовлетворительном состоянии, нарушений ГОСТ Р 50597-2017 не выявлено (л.д. 161 том 2).
Оценив указанные доказательства в совокупности, суды обеих инстанций пришли к выводу о надлежащем контроле со стороны органов местного самоуправления за сохранностью автомобильной дороги, осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, как следствие - отсутствии оспариваемого бездействия административного ответчика.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе административного истца указывается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. При этом ссылается на обследование, проведенное Бологовской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудником ДПС ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО автомобильной дороги "адрес" - "адрес", в ходе которого установлено, что она не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017, выявлены нарушения, выразившиеся в просадках асфальтобетонного покрытия более 5 см, в связи с чем в адрес главы администрации ЗАТО Озерный и директора МБУ "Дорсервис ЗАТО Озерный Тверской области" вынесены представления, в отношении должностного лица МБУ "Дорсервис ЗАТО Озерный Тверской области" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В подтверждение к кассационной жалобе приложены ответы Прокуратуры Тверской области и Бологовской межрайонной прокуратуры от 16 сентября 2022 года в его адрес соответствующего содержания.
Проверяя приведенные в кассационной жалобе доводы с учетом изложенных в них обстоятельств, судебная коллегия находит, что соответствие состояния автомобильной дороги общего пользования местного значения 28-553 ОП МГ 002 ГОСТ Р 50597-2017 подлежало установлению в результате исследования с привлечением специалистов профильной службы, чего судами нижестоящих инстанций сделано не было.
В апелляционной жалобе административный истец выражал несогласие с составленным актом обследования от 3 июня 2022 года и приложенной к нему видеофиксацией, однако допущенное судом первой инстанции нарушение судом апелляционной инстанции не устранено.
При изложенных обстоятельствах состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бологовского городского суда Тверской области от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 31 августа 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Бологовский городской суд Тверской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.