Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Объединенной государственной налоговой инспекции в Ленинском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики Мищенко Виктории Валерьевны на решение Ленинского районного суда города Луганска Луганской Народной Республики от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 15 апреля 2022 года, вынесенные по административному делу N 3а/07/24/21 по административному иску Объединенной государственной налоговой инспекции в Ленинском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности по арендной плате за землю с физических лиц, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Объединенная налоговая инспекция в Ленинском районе города Луганск Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики (далее - ОГНИ в Ленинском районе города Луганск ГКНС ЛНР) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просила взыскать с административного ответчика налоговую задолженность по арендной плате за землю с физических лиц, начисленную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в общей сумме "данные изъяты" рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Луганск от 17 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 15 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 октября 2022 года, начальника ОГНИ в Ленинском районе города Луганск ГКНС ЛНР Мищенко В.В. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами нижестоящих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Луганским городским советом и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" га, сроком на "данные изъяты" лет под размещение нежилого здания. Договор зарегистрирован исполнительным комитетом Луганского городского совета, о чем в книге записей реестра государственных актов на право собственности и на право постоянного использования землей, договоров аренды земли сделана запись N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ОГНИ в Ленинском районе города Луганск ГКНС ЛНР на имя ФИО2 вынесены решения (уведомления) об определении суммы денежного обязательства по плате за землю физическими лицами - гражданами:
- N с определением суммы денежного обязательства в размере "данные изъяты" сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- N с определением суммы денежного обязательства в размере "данные изъяты" рублей, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.;
- N с определением суммы денежного обязательства в размере "данные изъяты" рублей сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- N с определением суммы денежного обязательства в размере "данные изъяты" рублей, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- N с определением суммы денежного обязательства в размере "данные изъяты" рублей сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;
- N с определением суммы денежного обязательства в размере "данные изъяты" рублей, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные решения (уведомления) об определении суммы денежного обязательства направлены административному ответчику посредством почтовой связи. Почтовая корреспонденция возвратилась в адрес административного истца ДД.ММ.ГГГГ с отметкой об истечении срока хранения.
Обязанность по уплате сумм денежного обязательства по плате за землю административным ответчиком исполнена не была, в связи с чем ФИО2 направлено посредством почтовой связи налоговое требование N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" рублей.
Определением Ленинского районного суда города Луганск от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления ОГНИ в Ленинском районе города Луганска ГКНС ЛНР о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 налоговой задолженности по арендной плате за землю в сумме "данные изъяты" российских рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы отказано.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что решения (уведомления) об определении суммы задолженности по плате за землю с физических лиц сформированы и направлены ОГНИ в Ленинском районе города Луганск ГКНС ЛНР в адрес ФИО2 с нарушением требований Закона Луганской Народной Республики от 28 декабря 2015 года N 79-II "О налоговой системе".
Данная позиция является правильной, основанной на верном применении норм материального права.
До 01.01.2016 порядок расчета, сроки уплаты, контроль за правильностью исчисления и взимания платы за использование земельных ресурсов определялись положениями Закона Луганской Народной Республики от 30 декабря 2014 г. N 4-II "О системе налогообложения Луганской Народной Республики", согласно которым базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год. Базовый налоговый (отчетный) год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (п.п.72.1, 72.2 ст.72 Закона N 4-II).
В силу п.п.73.6, 73.14 ст.73 Закона N 4-II начисление физическим лицам сумм проводится контролирующим органом в лице налоговой службы, которые предоставляют плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога. Налог физическими лицами оплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления- решения.
В случае неуплаты плательщиком налогов согласованной суммы денежного обязательства, налоговый орган не раньше первого рабочего дня после окончания граничного срока уплаты сумм налоговых обязательств, высылает (вручает) плательщику налогов налоговое требование. Врученным считается налоговое требование, которое вручено налогоплательщику (его представителю) лично под расписку, либо направлено по почте заказным письмом на адрес налогоплательщика, указанный в его регистрационных документах (п.82.1 ст.82 Закона N 4-II).
С момента вступления в силу Закона N 79-П (01.01.2016) правоотношения, касающиеся порядка определения платы за землю, регламентированы главой 19 настоящего Закона.
Пунктом 137.1 ст. 137 Закона N 79-II установлено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.
Согласно ст. 129 Закона N 79-П базовым налоговым периодом для платы за землю является календарный год. Налоговый период для уплаты платы за землю - календарный месяц. Базовый налоговый период начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь образованных предприятий, учреждений и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользование на новые земельные участки базовый налоговый (отчетный) период может быть меньшим 12 месяцев).
Исходя из положений подп. 135.3.2 п. 135.3 ст. 135 Закона N 79-II начисление физическим лицам сумм земельного налога проводится территориальным органом налогов и сборов, который вручает плательщику до 1 августа текущего года соответствующее уведомление.
Физическими лицами - гражданами землепользователями (собственниками земельных участков) сумма платы за землю оплачивается раз в год до 01 октября текущего года (подп.136.3.1 п.136.3 ст. 136 Закона N 79-II).
В соответствии с п.п.46.1, 46.2, 46.6 ст.46 Закона N 79-П в целях погашения задолженности налоговым управляющим направляется (вручается) налоговое требование налогоплательщику не позднее двадцати рабочих дней после окончания предельного срока уплаты денежного обязательства, в случае если сумма налоговой задолженности превышает 5000 российских рублей.
Учитывая, что базовым налоговым периодом для платы за землю является календарный год, который начинается 01 января и заканчивается 31 декабря того же года, суды указали, что положения п.46.19 и п.46.20 ст.46 Закона N 79-II применяются налоговым органом только в соответствующем налоговом периоде.
Данная правовая позиция корреспондирует к положениям ст. 129, п.46.2 ст.46 Закона N 79-II во взаимосвязи со ст.300 Кодекса административного судопроизводства Луганской Народной Республики, из которой следует, что органы государственной власти, наделенные в соответствии с законом Луганской Народной Республики функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При этом несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных ст.46 Закона N 79-II, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названной нормой закона. Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты обязательных платежей предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, материалы административного дела не содержат сведений относительно того, что по истечению налогового периода в ДД.ММ.ГГГГ годах налоговым органом в целях погашения задолженности формировались и направлялись ФИО2 налоговые уведомления и требования в установленный срок в соответствующих налоговых периодах. ОГНИ в Ленинском районе города Луганск ГКНС ЛНР на имя ФИО2 все решения (уведомления) вынесены ДД.ММ.ГГГГ, что обоснованно расценено как ненадлежащее исполнение налоговым органом своих обязанностей по контролю за уплатой обязательных платежей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение ОГНИ в Ленинском районе города Луганск ГКНС ЛНР установленных действующим законодательством сроков взыскания задолженности, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Ссылка административного истца в кассационной жалобе на то обстоятельство, что налогоплательщик также самостоятельно принимает участие в исчислении арендной платы, в связи с чем ему направлялись письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении справок о размере нормативной денежной оценки земельных участков, не влияют на правильность выводов суда о нарушении процедуры взыскания задолженности по обязательным платежам.
Кроме того согласно представленным сведениям ОГНИ осуществлялись выходы по адресу ведения хозяйственной деятельности ФИО2, по результатам которых установлен факт отсутствия ведения деятельности на арендуемом земельном участке. Таким образом, бесспорные доказательства того, что арендатор в спорные период пользовался земельным участком, отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о не рассмотрении судом первой инстанции уточненных административных исковых требований о взыскании с ФИО2 денежных обязательств за ДД.ММ.ГГГГ год в размере "данные изъяты" рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела административный истец не изменял и не уточнял административные исковые требования, в судебном заседании поддерживал заявленные требования в сумме "данные изъяты" российских рублей, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Другие доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Луганска Луганской Народной Республики от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Луганской Народной Республики от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Объединенной государственной налоговой инспекции в Ленинском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики Мищенко В. В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.