Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 21 ноября 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 17 ноября 2022 года) кассационную жалобу представителя Кильтау Е.В. - Аршиновой В.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр иностранных агентов (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-64/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного ответчика Министерства юстиции РФ Кулаковой Ю.А, судебная коллегия
установила:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 сентября 2021 года N Кильтау Е.В. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Кильтау Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного распоряжения, его отмене и возложении обязанности исключить её из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя требования возложением дополнительного бремени по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования иного имущества в силу лишь получения лицом денежных средств из иностранного источника, что нельзя считать разумным и что является вмешательством в её права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации. Оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных интересов, ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов, является дискриминацией.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Кильтау Е.В. отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Кильтау Е.В. имеет страницы в социальных сетях: "Facebook", "ВКонтакте", "Одноклассники" (последний визит на страницу 2 сентября 2020 года).
За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен факт участия Кильтау Е.В. в создании материалов иностранного средства массовой информации "Сибирь.Реалии", выполняющего функции иностранного агента, - "Путин ударил". "Голос" признали иноагентом, но он все равно продолжит наблюдать за выборами" (https://www.sibreal.org/a/golos-priznaliinoagentom-no-on-vse-ravno- prodolzhit-nablyudat-za-vyborami/31418426.html). В публикации приводится мнение Кильтау Е.В. о внесении движения "Голос" в Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (19 августа 2021 года).
Также из сведений, полученных Министерством юстиции РФ из Росфинмониторинга, установлено получение Кильтау Е.В. на счет в АО "Тинькофф Банк" 15 декабря 2020 года "данные изъяты" в качестве вознаграждения по гражданско-правовому договору от Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей", включенного 28 октября 2020 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на счет в ПАО "Сбербанк" "данные изъяты" от гражданина Тажикистана Худойбердиева О.Х.
Включение сведений о Кильтау Е.В. в реестр согласовано с Министерством иностранных дел РФ.
Судом исследовано письмо Росфинмониторинга, информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Установив приведенные обстоятельства, суды первой и второй инстанций пришли к выводу о правомерном включении Министерством юстиции РФ Кильтау Е.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, уведомление о чем административному истцу было направлено 30 сентября 2021 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, применительно к положениям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия кассационного суда не находит.
Они основаны на анализе исследованных доказательств и являются мотивированными.
Приводимые в жалобе доводы о вмешательстве в частную жизнь, политической мотивированности внесения информации об истце в реестр иностранных средств массовой информации при установленных выше обстоятельствах на законность обжалуемых судебных актов не влияют и их отмену не влекут.
Не принимаются во внимание доводы кассационной жалобы о недопустимости представленных по делу доказательств - писем Роскомнадзора и Росфинмониторинга.
Росфинмониторинг, являясь федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, вправе собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти соответствующую информацию.
Судом в судебном заседании было исследовано письмо Росфинмониторинга, удостоверено, что информация, изложенная Минюстом России, соответствует информации, изложенной в указанном письме.
Отклоняются доводы о том, что административный истец была лишена возможности участвовать в исследовании справки Росфинмониторинга.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного заседания в суде первой инстанции представителем административного ответчика суду была предоставлена справка Росфинмониторинга, указанная справка судом обозревалась и содержащаяся в ней информация оглашалась, но не приобщалась к материалам дела ввиду того, что на ней имелся гриф "дсп". В протоколе судебного заседания отмечено, что содержание этой справки соответствует справке, приложенной к возражениям Минюста России справке.
Отнесение документов к категории "Для служебного пользования" не свидетельствует о том, что в них содержатся сведения, составляющие государственную тайну, но ограничивает доступ к ним.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права также во внимание не принимаются.
Выводы судов являются верными, так как соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении приведенных норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, а также нарушений норм материального права судами нижестоящих инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного истца оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 19 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кильтау Е.В. - Аршиновой В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.