Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 11 ноября 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Догадина С.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-77/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы Садовниковой М.А, заинтересованного лица Москомархитектуры Макаровой Е.А, судебная коллегия
установила:
Догадин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа от 2 апреля 2021 года по запросу от 27 мая 2020 года в предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: "адрес", возложении обязанности обеспечить подписание дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 21 мая 2015 года N в редакции, направленной письмом ДГИ г. Москвы от 10 декабря 2021 года N и направление дополнительного соглашения для его государственной регистрации в Управление Росреестра по г. Москве.
Требования мотивировал тем, что он совместно с Кудряшовой Н.В. являются собственниками "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес", а также арендаторами земельного участка с кадастровым номером N по тому же адресу на основании договора аренды от 21 мая 2015 года N, предоставленного для целей эксплуатации жилого дома.
27 мая 2020 года они обратились в ДГИ г. Москвы за предоставлением государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" по вопросу изменения цели предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 8 июня 2020 года N установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "для индивидуального жилищного строительства. Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек (2.1)".
До внесения в ЕГРН изменения в части установленного вида разрешенного использования земельного участка предоставление государственной услуги было приостановлено.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка ДГИ г. Москвы 10 августа 2020 года в адрес арендаторов земельного участка был направлен проект дополнительного соглашения к договору аренды от 21 мая 2015 года для согласования, в отношении которого ими был представлен протокол разногласий в части пунктов 4.10 и 4.11 дополнительного соглашения, в согласовании которого письмом ДГИ г. Москвы от 11 ноября 2020 года было отказано.
По результатам обжалования отказа в согласовании протокола разногласий и удовлетворения жалобы письмом ДГИ г. Москвы от 12 января 2021 года им направлен проект дополнительного соглашения с учетом их замечаний, который ими подписан 27 января 2021 года и направлен в адрес ДГИ г. Москвы.
Ввиду бездействия ДГИ г. Москвы 15 февраля 2021 года повторно уведомили о направлении подписанного проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, на что получили письмо от 16 февраля 2021 года об отказе в его подписании до оплаты арендной платы за первый год аренды согласно условиям проекта.
В ответ на это письмом от 1 марта 2021 года они уведомили ДГИ г. Москвы о том, что согласно пункту 1.5.1 приложения 1 к дополнительному соглашению оплата арендной платы производиться после государственной регистрации дополнительного соглашения.
ДГИ г. Москвы письмом от 2 марта 2021 года повторно уведомил арендаторов о необходимости оплаты арендной платы за первый год аренды земельного участка до регистрации проекта дополнительного соглашения в Управлении Росреестра по г. Москве.
В последующем - 2 апреля 2021 года ДГИ г. Москвы отказал в предоставлении государственной услуги, что является незаконным в силу положений статьи 606 ГК РФ, пункта 2 статьи 609 ГК РФ, статьи 614 ГК РФ, так как порядок оплаты арендной платы определен пунктами 1.4.1, 1.5.1 проекта дополнительного соглашения, в соответствии с которыми годовая арендная плата после изменения цели начисляется с даты государственной регистрации настоящего дополнительного соглашения. В связи с этим оплата арендной платы до регистрации проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка повлечет для ДГИ г. Москвы неосновательное обогащение.
Арендаторы не возражают против единовременной оплаты арендной платы за первый год аренды, но только после регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
Кроме того, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги указана невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами г. Москвы, т.е. пункт 2.10.2 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП, однако копия распоряжения Правительства Москвы от 27 июля 2020 года N 23211, предусматривающего обязанность оплаты арендной платы за первый год срока аренды в течение 30 дней с даты его принятия, в нарушение пункта 2.11.1.1 Административного регламента в адрес истца не направлялась.
Более того, содержание пункта 3.2.2 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", в соответствии с которым арендная плата за первый год срока аренды земельного участка уплачивается арендатором единовременно в 30-дневный срок со дня принятия Департаментом решения об изменении цели предоставления земельного участка, не исключает обязанности административного ответчика зарегистрировать в Управлении Росреестра по г. Москве дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ и не является условием для подписания им проекта дополнительного соглашения и направлении для регистрации в Управление Росреестра по г. Москве.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года, в удовлетворении административного иска Догадина С.В. отказано.
В кассационной жалобе Догадина С.В. ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены изложенные в административном иске обстоятельства относительно аренды Догадиным С.В, Кудряшовой Н.В. земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" видом разрешенного использования для целей эксплуатации жилого дома, его обращения 27 мая 2020 года в ДГИ г. Москвы о предоставлении государственной услуги по внесению изменений в договор аренды земельного участка по вопросу изменения цели предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, издания ДГИ г. Москвы распоряжения от 8 июня 2020 года N, приостановления предоставления соответствующей государственной услуги, направления ДГИ г. Москвы проекта дополнительного соглашения, представления истцом протокола разногласий к проекту дополнительного соглашения, подписания им проекта дополнительного соглашения с учетом замечаний к нему, отказа ДГИ г. Москвы от 2 апреля 2021 года в предоставлении соответствующей государственной услуги в связи с невозможностью предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами г. Москвы.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и второй инстанций исходили из того, что условия об обязательном единовременном внесении арендных платежей за первый год аренды со дня принятия решения об изменении цели предоставления земельного участка императивно установлены постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", а именно арендная плата за первый год срока аренды земельного участка уплачивается арендатором единовременно в течение 30 календарных дней со дня принятия Департаментом городского имущества г. Москвы решения об изменении цели предоставления земельного участка. В этой связи дополнительное соглашение к действующему договору аренды могло быть заключено только при условии единовременного внесения арендатором арендной платы за первый год срока аренды в течение 30 календарных дней со дня издания Департаментом распоряжения от 8 июня 2020 года N. Однако на неоднократные указания о необходимости внесения арендной платы за первый год аренды для целей подписания и дальнейшей государственной регистрации дополнительного соглашения арендаторами оплата не производилась, а письмами от 23 и 24 марта 2021 года они отказались от внесения указанной арендной платы, в связи с чем Департаментом правомерно отказано в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Не соглашаясь с выводами судов обеих инстанций, в кассационной жалобе приводятся доводы о том, что в соответствии с пунктами 1.4.1, 1.5.1 проекта дополнительного соглашения к договору аренды годовая арендная плата после изменения цели начисляется с даты государственной регистрации дополнительного соглашения, иных пунктов в части уплаты арендной платы за первый год срока аренды в соглашении не содержится; распоряжение ДГИ г. Москвы, содержащее отличные условия порядка внесения арендной платы от условий дополнительного соглашения в адрес административного истца не направлялось.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" утвержден постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП.
Предоставление данной государственной услуги представляет собой внесение изменений в договор аренды земельного участка путем заключения между сторонами дополнительного соглашения к нему.
После издания ДГИ г. Москвы распоряжения от 8 июня 2020 года N о выборе вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для индивидуального жилищного строительства. Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек (2.1)" заявителю сообщено о приостановлении предоставления государственной услуги ввиду внесения сведений в ЕГРН в соответствующей части.
После внесения изменений в отношении разрешенного вида использования спорного земельного участка в ЕГРН письмом ДГИ г. Москвы от 6 августа 2020 года N-(0)-2 Догадину С.В. сообщено о необходимости уплаты арендной платы за первый год срока аренды в размере "данные изъяты". в 30-дневный срок с указанием соответствующих реквизитов, а также направлен проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка для согласования (л.д. 18 том 2).
Как следует из материалов дела, в последующем в порядке досудебного урегулирования разногласий по условиям дополнительного соглашения стороны достигли соглашения по пунктам 4.10 и 4.11 договора аренды, что подтверждается письмами ДГИ г. Москвы от 10 декабря 2020 года, 1 февраля 2021 года.
В частности, пункт 4.10 договора изложен в предложенной арендаторами редакции следующего содержания:
"Арендатор 1, Арендатор 2 обязуются в установленном частью 17 статьи 51 ГрК РФ порядке подать в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садоводства дома, содержащее сведения, указанные в части 17 статьи 51 ГрК РФ".
Пункт 4.11 договора, предусматривающий обязанность арендаторов по обеспечению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объекта, исключен.
Относительно размера арендной платы за первый год срока аренды в размере "данные изъяты" условие пункта 4.13 договора аренды осталось неизменным.
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" утверждены ставки арендной платы за землю в городе Москве.
Согласно пункту 3.2.2 в редакции на момент обращения заявителя за предоставлением государственной услуги "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" и издания распоряжения ДГИ г. Москвы от 8 июня 2020 года арендная плата за первый год срока аренды земельного участка (п. 3.2.1) уплачивается арендатором единовременно в течение 30 календарных дней со дня принятия Департаментом городского имущества города Москвы решения об изменении цели предоставления земельного участка, за исключением случая, установленных пунктами 3.6 настоящего постановления.
Придя к выводу о том, что указанная оплата арендной платы должна предшествовать предоставлению испрашиваемой государственной услуге, т.е. заключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, суды нижестоящих инстанций оставили без исследования вопрос о том, могло ли быть подписано дополнительное соглашение до истечения установленного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП 30-дневного срока со дня принятия Департаментом решения об изменении цели предоставления земельного участка и является ли истечение данного срока самостоятельным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги применительно к пункту 2.10.1.2 Административного регламента.
Выводов относительно данных обстоятельств в обжалуемых судебных актах не содержится, так же как и выводов о том, относительно какого распоряжения ДГИ г. Москвы необходимо исчисление этого срока в рассматриваемом случае с учетом того, что стороной административного ответчика утверждается об имевшем место распоряжении от 27 июля 2020 года N, стороной административного истца - о ненаправлении копии упомянутого распоряжения в его адрес, в то время, когда в силу пункта 2.12.1.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является направление распоряжения Департамента об изменении цели предоставления и (или) вида разрешенного использования земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, и дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка.
Последнее обстоятельство судами также не проверено.
Кроме того, судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы жалобы относительно содержащегося в приложении 1 "Расчет арендной платы" к договору аренды пункта 1.5.1 о том, что годовая арендная плата за первый год аренды после изменения цели начисляется с даты государственной регистрации дополнительного соглашения.
В соответствии со статьей 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В связи с тем, что в настоящем случае требуется государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды от 21 мая 2015 года, оно считается заключенным с момента его регистрации, после чего в силу приведенных выше норм закона наступают его правовые последствия, в том числе и уплата арендной платы.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом вышеизложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Пресненский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.