Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО5, судей ФИО3, ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФКУ "ИК N УФСИН по "адрес"" о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" (далее также ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по "адрес") о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени.
С учетом заявления об уменьшении размера исковых требований истец просил суд взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" задолженность по невыплаченной денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2021 г. включительно в размере 80 416 руб. 63 коп, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен и с ним были произведены расчеты по заработной плате. Однако он считает, что заработная плата была выплачена ему не в полном размере.
Решением Кинешемского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Исковые требования ФИО2 к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" удовлетворить.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" в пользу ФИО2 компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2021 г. в размере 80 416 руб. 63 коп.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" в пользу ФИО2 расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кинешемского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ изменено в части взыскания с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" в пользу ФИО2 компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также расходов на оплату услуг представителя, указана сумма взыскания компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 17 950 руб. 24 коп, расходов на оплату услуг представителя - 3 348 руб, в удовлетворении требований в остальной части отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" - без удовлетворения.
Не согласившись с апелляционным определением, истец обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы выражает несогласие с отказом судебной коллегии во восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с иском за период с мая 2020 года по июнь 2021 года, ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права и неправильное установление фактических обстоятельств дела. Просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая их надлежащее извещение, препятствий к рассмотрению дела в отсутствие сторон не имеется.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что ФИО1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. N-лс истец ФИО2 был освобожден от должности инспектора Родниковского межмуниципального филиала ФКУ У ИИ УФСИН ФИО1 по "адрес" и назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по "адрес".
ФИО1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-лс контракт с ФИО2 был расторгнут, и он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе.
В спорный период, с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2021 г, ФИО2 на основании соответствующих ФИО1 многократно привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, что подтверждается табелями учета рабочего времени.
Реализуя свое право на предоставление компенсации в виде дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, истец обращался к руководству ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по "адрес" с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха и такая компенсация ему была предоставлена: ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (ФИО1 ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ Nк, основание - рапорт ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (ФИО1 ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ Nк, основание - рапорт ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (ФИО1 ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ Nк); ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (ФИО1 ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ Nк).
За остальное время, отработанное истцом в спорный период сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, истец ни компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности, ни денежной компенсации не получал.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции определили применил верно.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Часть 6 данной статьи предусматривает, что в случае необходимости сотрудник может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Аналогичный порядок предусмотрен положениями Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-4 УФСИН ФИО1 по "адрес".
В соответствии ч. 18 ст. 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В заявленный в иске период действовал Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденный ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N (далее также Порядок).
Указанным Порядком установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число (п. 8); в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (п. 9).
Согласно п. 16 Порядка сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
В силу п. 17 Порядка за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностное оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в предела месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 1: Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего ФИО1, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсации для каждого сотрудника (п. 19 Порядка).
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (п. 20 Порядка).
Согласно ч. 4 ст. 74 Федерального закона N197-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с ФИО1 об увольнении.
В соответствии с ч. 5 указанной статьи, в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истец воспользовался правом разрешить служебный спор, исходя из положений ч. 5 указанной нормы, п. 7 Порядка рассмотрения служебного спора, рассмотрение уполномоченным руководителем служебного спора по существу продляет срок, установленный ч. 4 ст. 74 Федерального закона N 197-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в данном случае служебный спор был рассмотрен по существу, предусмотренный ч. 4 ст. 74 указанного Закона срок был продлен, факт пропуска истцом предусмотренного законом срока для разрешения служебного спора судом не установлен, в связи с чем предусмотренные сроки были соблюдены.
Изменяя решение суда и отказывая в части требований истца по мотивам пропуска срока обращения за разрешением служебного спора, суд апелляционной инстанции правильно указал, что о том, что работодатель не начислил и не выплатил компенсацию за сверхурочную работу, истец знал в каждый из месяцев в день выплаты заработной платы. При разрешении спора подлежат применению нормы специального законодательства о сроках обращения в суд за защитой нарушенного права.
Вывод суда апелляционной инстанции, что рассмотрение служебного спора руководителем по существу не свидетельствует об отсутствии оснований для проверки судом доводов ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением спора, кассационный суд считает правильным.
Также обоснованно суд апелляционной инстанции принял во внимание разъяснения, изложенные в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", на основании которых сделал вывод, что в рассматриваемом случае оснований для признания нарушений ответчиком трудовых прав истца длящимися не имеется, поскольку денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни работодателем не начислялась.
Доводы истца о том, что срок для обращения за защитой нарушенного права по настоящему спору составляет 1 год, правильно признаны основанными на неправильном толковании норм материального права и противоречащими положениям ст. 74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ.?
Учитывая изложенное, кассационный суд соглашается с принятым судом апелляционной инстанции решением о взыскании с ответчика в пользу истца денежных сумм за сверхурочную работу и работу в праздничные дни за период в пределах трехмесячного срока до обращения с рапортом о выплате, с которым он обратился к работодателю ДД.ММ.ГГГГ (то есть за июль, август, сентябрь 2021 года).
Оспаривая применение судом к остальным его требованиям, за период с период с мая 2020 г. по июнь 2021 г, последствий пропуска срока обращения за разрешением спора, ФИО2 на наличие уважительных причин пропуска срока не ссылается.
Все доводы кассационной жалобы истца повторяют его правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и оценку в апелляционном определении, и не могут служить основанием к его отмене в кассационном порядке, поскольку в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен, нормы материального права применены судом верно.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.