Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО9, судей ФИО2, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по "адрес" о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ГУ МВД России по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО9, объяснения представителей ГУ МВД России по "адрес" ФИО4, ФИО5, поддержавших жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по "адрес" о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел, в настоящее время в звании майора полиции занимает должность эксперта 3-го отдела ЭКЦ УВД по ЮАО ГУ МВД России по "адрес". В личном деле ФИО1 в графе семейное положение значится: разведен (ДД.ММ.ГГГГ прекращен брак с ФИО10 В.А.), имеет дочерей - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 B.C, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец и его дочери зарегистрированы и фактически проживают в комнате площадью 19.9 кв.м в четырехкомнатной коммунальной квартире по адресу:: "адрес", правообладателями иных жилых помещений на праве собственности или договора социального найма не являются. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил выписку из протокола заседания комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О снятии сотрудника с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", принятое решение считает незаконным.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по "адрес" о признании незаконным решения о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено:
Признать решение комиссии ГУ МВД России по "адрес" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным.
Восстановить ФИО1 на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель ответчика обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит направить дело на новое рассмотрение. Заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции истец не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность апелляционного определения, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ), в частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты" утверждены соответствующие Правила.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа по форме согласно приложению N (п. 5 Правил).
Пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (в первоначальной редакции) (далее - "Правила") установлено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В соответствии п. 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (пп. "д").
Как установлено пп. б п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.
На день принятия комиссией оспариваемого истцом решения указанный пп. б п. 19 Правил действовал в следующей редакции: сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Согласно п. 23 Правил в случае изменения жилищных условий, ка основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения.
Согласно п.23 указанных Правил в прежней редакции в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ) сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел, в настоящее время в звании майора полиции занимает должность эксперта 3-го отдела ЭКЦ УВД по ЮАО ГУ МВД России по "адрес".
На основании п.п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи из одного человека (его самого) был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО7 состояли в зарегистрированном браке, являются родителями ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО10 B.C, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО8, с ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО10 В.А, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 B.C. зарегистрированы по месту жительства и проживают в жилом помещении (комнате в коммунальной квартире) общей площадью 32.5 кв.м, жилой площадью 19.9 кв.м, по адресу: "адрес".
Семья занимает комнату на основании договора социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец и его дочери правообладателями иных жилых помещений на праве собственности или договора социального найма не являются.
Согласно выписке из ЕГРН на основании договора мены ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности отдельная двухкомнатная квартира общей площадью 44.4 кв.м по адресу: "адрес", Красногвардейский бульвар, "адрес".
До ДД.ММ.ГГГГ истец не уведомлял ответчика об изменениях в составе своей семьи и о наличии у его супруги (в настоящее время бывшей супруги) жилья в собственности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений по составу семьи и по расчету потребности в жилой площади в учетное дело.
Решением комиссии ГУ МВД России по "адрес" (протокол N) от ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. б п. 19, п. 24 Правил истец был снят с учета очередников, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
При принятии решения суд первой инстанции согласился с законностью позиции ответчика, согласно которой, так как ФИО7 являлась членом семьи истца, и общая площадь принадлежавшего ей на праве собственности жилого помещения должна была учитываться при расчете нормы обеспеченности сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи жильем, пришел к выводу, что с момента вступления в брак истец утратил основание для нахождения в списке очередников. Также суд учел, что истец не уведомил комиссию об изменении жилищных условий в порядке, предусмотренном п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Не соглашаясь с решением об отказе в удовлетворении исковых требований, принятым районным судом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обстоятельства, указанные в п. 23 Правил, не относятся к самостоятельными основаниям, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, кроме того, таковые не являлись предметом рассмотрения комиссии ГУ МВД России по "адрес" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда апелляционной инстанции по существу спора, толкование и применение им норм материального права к установленным обстоятельствам кассационный суд считает законными и обоснованными.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, основываясь на содержании части 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, пп. "б" п. 19 Правил, действия ФИО1 нельзя отнести к намеренным действиям, ухудшающим его жилищные условия. Также действия ФИО1 не свидетельствуют об утрате им оснований для нахождения на учете, так как и на день постановки на учет, и на момент снятия его с учета ФИО1 являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Самостоятельных прав на жилое помещение, принадлежащее бывшей супруге истца на праве личной собственности, он не имеет. Не могут быть расценены его действия и как направленные на получение компенсации в большем размере. С рапортом о постановке его на учет с увеличившимся составом семьи истец не обращался.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводам о незаконности оспариваемого истцом решения и необходимости удовлетворения производных требований, в апелляционном определении подробно изложены, оснований для несогласия с ними кассационный суд не усматривает.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемом постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм материального, процессуального права при рассмотрении дела со стороны суда апелляционной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не содержит указания на факты, которые бы ставили под сомнение обоснованность принятого судом апелляционной инстанции судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.