Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Кисловой Е.А. и Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Графской Елены Николаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Ярославской области "Норский геронтопсихиатрический центр" об установлении факта работы, включении периодов работы в страховой стаж, понуждении к назначению страховой пенсии по старости досрочно, понуждении к уплате страховых взносов по дополнительному тарифу
по кассационной жалобе Графской Елены Николаевны на решение Кировского районного суда города Ярославля от 3 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Графская Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее ГУ - ОПФР по Ярославской области), Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Ярославской области "Норский геронтопсихиатрический центр" (далее - ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр") об установлении факта работы в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания Ярославской области Норский дом-интернат для престарелых и инвалидов с 1 октября 2010 года, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы в должности санитарки палатной ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" с 1 октября 2010 года по 20 января 2020 года, назначении страховой пенсии по старости досрочно с 19 июня 2020 года, возложении обязанности на ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу за тяжелые условия труда с 1 октября 2010 года.
В обоснование заявленных исковых требований Графская Е.Н. указала, что 12 марта 2020 года обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Ярославле с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, что истец полагает незаконным.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 3 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Графской Е.Н. отказано.
В кассационной жалобе Графская Е.Н. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права и принять по делу новое судебное постановление, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что учреждение - ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр", в котором она работает в должности санитарки палатной постовой, по своей сути является психоневрологическим домом-интернатом, что впоследствии было подтверждено приказом Минтруда России от 3 декабря 2020 года N 857н об установлении тождественности деятельности. С января 2021 года работодатель оплачивает дополнительные взносы в целях признания права работников на досрочную пенсию по Списку N 2. Полагает необоснованным вывод судов о том, что тождественность деятельности нельзя применить к периоду до издания приказа от 3 декабря 2020 года, учитывая, что в период с 1 января 2010 года как в деятельности ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр", так и в деятельности истца ничего не изменялось.
От ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" поступил отзыв на кассационную жалобу, в которой ответчик указывает, что учреждение до 2021 года страховые взносы по Списку N 2, в том числе в отношении Графской Е.Н, не перечисляло, так как не поименовано в перечне учреждений, на которые распространяется Список N 2, и тождество профессиональной деятельности не было установлено. Такое тождество установлено только приказом от 3 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 24 января 2021 года, обратной силы приказ не имеет. Факт полной занятости истца в период с 1 января 2020 года по 20 января 2020 года по выполнению работ, предусмотренных Списком N 2, ответчик не подтверждает, так как в указанное время не относился к таким учреждениям. При этом ответчик не отрицает, что в течение 100% рабочего времени истец осуществляла деятельность по уходу за лицами, страдающими психическими заболеваниями. Полагает судебные постановления законными.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции 13 декабря 2022 года представитель Графской Е.Н. - адвокат Дмитриева Т.А. (по ордеру) доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании 13 декабря 2022 года был объявлен перерыв до 20 декабря 2022 года. После перерыва в судебное заседание явилась представитель истца Графской Е.Г. - адвокат Дмитриева Т.А, подержавшая доводы кассационной жалобы. Иные участники процесса в судебное заседание не явились. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно трудовой книжке Графской Е.Н. с 1 октября 2010 года она переведена на должность санитарки палатной ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр", которая 1 апреля 2015 года переименована в должность санитарка палатная (постовая).
12 марта 2020 года Графская Е.Н. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Ярославле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку спорный период с 1 октября 2010 года по 20 января 2020 года в выписке из индивидуального лицевого счета Графской Е.Н. отражен без указания кода льготный работы.
ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" в материалы настоящего дела представлена справка N 363 от 6 сентября 2022 года о том, что страховые взносы по Списку N 2 до 2021 года, в том числе в отношении Графской Е.Н, учреждением не перечислялись в связи с тем, что учреждение не поименовано в перечне учреждений, на которые распространяется Список N 2, и тождество профессиональной деятельности не было установлено.
В материалы дела представлено постановление Администрации Ярославской области от 2 ноября 2004 года N 193 о переименовании Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области - Норского дома-интерната для престарелых и инвалидов, в соответствии с которым в связи с изменением профиля государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области, он переименован в ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр".
Согласно Уставу ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" от 2015 года основными целями деятельности центра является предоставление определенных видов социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме, социального обслуживания при постоянном, временном, круглосуточном проживании в центре (аналогичные положения содержались в Уставе, утвержденном в 2004 году после переименования учреждения). Основной вид деятельности учреждения, отражаемый в выписке из ЕГРЮЛ, - деятельность по уходу с обеспечением проживания (код 87.90).
В Правилах внутреннего распорядка, утвержденных директором центра в 2015 года, указано, что ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" является стационарным учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного или временного проживания граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) и инвалидов 1-2 групп (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, а также оказания им психиатрической медико-социальной помощи.
В соответствии с письмом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Ярославля от 26 декабря 2008 года, ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" не является учреждением здравоохранения (лечебно-профилактическим) и не является по названию домом-интернатом, в связи с чем, работники указанного учреждения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2 не имеют.
Согласно правовой позиции ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" на младший медицинский персонал учреждения Список N 2 не распространялся, страховые взносы по льготному тарифу стали уплачиваться только после введения в действие Приказа Минтруда России от 3 декабря 2020 года N 857н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания, предназначенных для граждан, имеющих психические расстройства".
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. п. 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. п. 2, 4 постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29, постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости", письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 1993 года N 05-16/30-16, приказом Минтруда России от 3 декабря 2020 года N 857н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания, предназначенных для граждан, имеющих психические расстройства", и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Графской Е.Н. исковых требований, при этом исходил из того, что ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" не поименовано в Списке N 2 от 1991 года, и решения об установлении тождества профессиональной деятельности уполномоченным органом в установленном порядке, которое подлежит распространению на спорный период, не принималось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием, указав, что ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" не относится ни к психиатрическим (психоневрологическим) лечебно-профилактическим учреждениям, ни к домам-интернатам для психических больных, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии и которые поименованы в действующих Списках.
Оставляя решение суда без изменения, судебная коллегия также отметила, что факт работы Графской Е.Н. в спорный период с 1 октября 2010 года по 20 января 2020 года в течение полного рабочего дня в должности и учреждении, предусмотренных Списком N 2 от 1991 года, не подтвержден.
Указание стороны истца на то обстоятельство, что данное учреждение до 2004 года именовалось Государственным стационарным учреждением социального обслуживания Ярославской области Норский дом-интернат для престарелых и инвалидов, отклонено судом апелляционной инстанции как не имеющее правового значения, поскольку настоящим спором охватывается период работы истца после 2004 года.
Также суд второй инстанции признал верным вывод районного суда о том, что действие приказа Минтруда России от 3 декабря 2020 года N 857н на заявленный истцом период с 1 октября 2010 года по 20 января 2020 года не распространяется, поскольку по общему правилу нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда не может согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций на основании следующего.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с пп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники, непосредственно обслуживающие больных, в том числе средний и младший медицинский персонал в домах-интернатах для психических больных, детских домах интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения (Раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", подраздел: 2260000г).
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В названном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 года N 05-16/30-16 приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых указаны должности "палатная санитарка", "санитарка - ванщица".
В приложении N 2 к Указанию Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" также приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых поименованы должности "палатная санитарка", "санитарка - ванщица".
Из изложенного следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжелыми условиями труда), относятся в том числе должности палатной санитарки, санитарки - ванщицы, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в домах-интернатах для психических больных.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации были предоставлены полномочия устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" установление тождества профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу требований части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем предоставления гражданином доказательств, отвечающих требованиям статей 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По настоящему делу, Графская Е.Н, заявляя требование о признании её работы в период 1 октября 2010 года по 20 января 2020 года в должности санитарки палатной, а с 2015 года - санитарки палатной (постовой) в ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр", относящейся к работе по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", фактически оспаривала правомерность отражения в данных её индивидуального лицевого счета застрахованного лица характера работы.
Между тем, в нарушение вышеприведенных правовых норм ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, не установили дату регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, а также не выяснили, к какому периоду относится спорный период трудовой деятельности истца, не включенный пенсионным органом в её специальный страховой стаж (до регистрации в качестве застрахованного лица или после указанной регистрации), и, соответственно, не дали надлежащую правовую оценку сведениям индивидуального (персонифицированного) учета истца в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.
Правильно отметив, что право на установление тождества профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, предоставлено федеральному органу государственной власти Российской Федерации, суды не учли, что такое изменение наименования соответствующего учреждения на ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" имело место в 2004 года.
Суды, сославшись на письмо Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Ярославля от 26 декабря 2008 года, в той части, в которой указано, что ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" не является учреждением здравоохранения (лечебно-профилактическим) и не является по названию домом-интернатом, в связи с чем, работники указанного учреждения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2 не имеют, не приняли во внимание, что в данном письме пенсионный орган рекомендовал администрации учреждения обратиться в вышестоящую организацию для рассмотрения вопроса по установлению тождества в наименовании учреждения: геронтопсихиатрический центр - дом-интернат для психических больных, с указанием на то, что тождество наименований учреждений может быть установлено в централизованном порядке на основании нормативных правовых актов.
Между тем, из материалов дела усматривается, что такое тождество установлено только в 2020 года, а именно приказом Минтруда России от 3 декабря 2020 года N857н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания, предназначенных для граждан, имеющих психические расстройства" установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания, в которых осуществляется оказание социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам (старше 18 лет), страдающим психическими расстройствами и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях социального обслуживания, предусмотренных в пункте 31 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Также со стороны судов не дано оценки ответу ГУ - ОПФР по Ярославской области на обращение ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" от 6 августа 2021 года, в котором пенсионный орган указал, что письмом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области подтверждено соответствие профиля деятельности ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" профилю психоневрологического интерната, и что при выполнении всех условий (занятие штатной должности; постоянная занятость в течение полного рабочего дня непосредственным обслуживанием лиц, страдающих психическими расстройствами; начисление и уплата страховых взносов, в том числе, по дополнительным тарифам) средний и младший медицинский персонал учреждения будут иметь право на досрочное назначение страховой пенсии.
Как пояснил суду представитель ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр", и подтверждено в отзыве ответчика на кассационную жалобу истца, после вступления в силу приказа Минтруда России от 3 декабря 2020 года N857 страховые взносы оплачиваются учреждением по дополнительному тарифу, работа в учреждении в должностях, предусмотренных Списком N 2 с указанного момента включается в специальный стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Однако данным обстоятельствам не было дано должной правовой оценки применительно к нормам материального права, подлежащим применению к спорному правоотношению.
Тогда как в целях правильного рассмотрения дела суду следовало проверить имело ли место изменение деятельности ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" в период с 2010 года по декабрь 2020 года (когда была установлена тождественность профессиональной деятельности), а также изменение профессиональной деятельности истца в должности санитарки палатной указанного учреждения.
Кроме того, в материалах дела не имеется и судами у ГБУ СО ЯО "Норский геронтопсихиатрический центр" не истребовались справки о полной занятости Графской Е.Н. по осуществлению ею деятельности по уходу за лицами, страдающими психическими заболеваниями, а также результаты специальной оценки условий труда по занимаемой истцом должности, при том, что такое ходатайство заявлялось истцом при рассмотрении дела, однако судом первой инстанции в его удовлетворении было отказано.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого решения по апелляционной жалобе Графской Е.Н, допущенные судом первой инстанции нарушения также не устранил, хотя имел такую возможность в соответствии с положениями ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебной коллегией суда апелляционной инстанции, в нарушение приведенных норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перечисленные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований истцов, в качестве юридически значимых также определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции не являлись.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может признать выводы суда апелляционной инстанции, оставившего решение суда первой инстанции без изменения, основанными на полном и всестороннем исследовании имеющих значение для дела обстоятельств.
Таким образом, апелляционное определение требованиям ст. ст. 195 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного постановления не соответствует.
Указанные нарушения являются существенными, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 сентября 2022 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 19 сентября 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ярославский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.