Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Кисловой Е.А. и Шамрай М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапшинова Александра Константиновича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и его отмене с учетом внесения в него изменений, о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Лапшинова Александра Константиновича в лице представителя по доверенности Дзёма Ивана Викторовича на решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 11 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лапшинов А.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее ГУ - ОПФР по Ярославской области), с учетом изменения требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил о признании незаконным и отмене решения ГУ - ОПФР по Ярославской области об отказе в установлении пенсии N 276283 от 7 декабря 2020 года; признании незаконным и отмене решения о внесении изменений в решение ГУ - ОПФР по Ярославской области об отказе в установлении пенсии от 7 декабря 2020 года, N 276283/20 от 24 декабря 2020 года; возложении обязанности включить в специальный стаж периоды трудовой деятельности: 11 февраля 2002 года - преподавателем музыки по классу гитары и концертмейстера МОУ СШ N 87 города Ярославля, с 6 сентября 1987 года по 2 октября 1987 года - директором Первомайской 8-й школы Ярославской области, с 6 октября 1995 года по 25 октября 1995 года - преподавателем музыки по классу гитары и концертмейстера МОУ СШ N 87 города Ярославля, с 26 августа 1986 года по 31 августа 1986 года - учителем математики и физики Рождественской средней школы Ярославской области, с 2 января 1988 года по 10 января 1988 года - директором Первомайской 8-й школы Ярославской области, с 10 октября 1989 года по 14 октября 1989 года - учителем математики и физики Ширинской 8-ой школы Ярославской области, с 10 января 1990 года по 15 января 1990 года - учителем математики и физики Ширинской 8-ой школы Ярославской области, с 2 февраля 1990 года по 21 февраля 1990 года - учителем математики и физики Ширинской 8-ой школы Ярославской области, с 25 июня 2002 года по 29 октября 2021 года - педагогом дополнительного образования МОУ СШ N 87 города Ярославля; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии - 25 августа 2020 года; взыскать расходы на оказание юридических услуг в размере 40000 руб.
Решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 11 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 11 августа 2022 года, исковые требования Лапшинова А.К. к ГУ - ОПФР по Ярославской области удовлетворены частично.
Решение ГУ - ОПФР по Ярославской области N 276283/20 от 7 декабря 2020 года с учетом внесения в него изменений решением ГУ - ОПФР по Ярославской области N 276283/20 от 24 декабря 2020 года в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы Лапшинова А.К. 11 февраля 2002 года, 6 сентября 1987 года по 2 октября 1987 года, с 26 августа 1986 года по 31 августа 1986 года, с 2 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 10 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 10 января 1990 года по 15 января 1990 года, с 2 февраля 1990 года по 21 февраля 1990 года признано незаконным.
На ГУ - ОПФР по Ярославской области возложена обязанность по включению в специальный трудовой стаж Лапшинова А.К. следующих периодов его работы:
- 11 февраля 2002 года - преподавателем музыки по классу гитары и концертмейстера МОУ СШ N 87 города Ярославля, - с 6 сентября 1987 года по 2 октября 1987 года - директором Первомайской 8-й школы Ярославской области, - с 26 августа 1986 года по 31 августа 1986 года - учителем математики и физики Рождественской средней школы Ярославской области, - с 2 января 1988 года по 10 января 1988 года - директором Первомайской 8-й школы Ярославской области, - с 10 октября 1989 года по 14 октября 1989 года - учителем математики и физики Ширинской 8-ой школы Ярославской области, - с 10 января 1990 года по 15 января 1990 года - учителем математики и физики Ширинской 8-ой школы Ярославской области, - с 2 февраля 1990 года по 21 февраля 1990 года - учителем математики и физики Ширинской 8-ой школы Ярославской области.
С ГУ - ОПФР по Ярославской области в пользу Лапшинова А.К. взысканы судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 20000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Лапшинов А.К. просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на необоснованность отказа судов во включении в его специальный стаж периода работы с 25 июня 2002 года по 29 октября 2021 года педагогом дополнительного образования МОУ СШ N 87 города Ярославля и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25 августа 2020 года Лапшинов А.К. обратился в УПФР в городе Ярославле с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ОПФР по Ярославской области N 276283 от 7 декабря 2020 года Лапшинову А.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа 25 лет.
ГУ - ОПФР по Ярославской области вынесено решение от 8 февраля 2021 года о внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии от 24 января 2020 года N 276283/20, согласно которого в специальный стаж Лапшинова А.К. дополнительно включены периоды работы: с 15 августа 1985 года по 25 августа 1986 года, с 1 сентября 1986 года по 30 августа 1987 года, с 31 августа 1987 года по 5 сентября 1987 года, с 3 октября 1987 года по 1 января 1988 года, с 11 января 1988 года по 1 сентября 1988 года, с 2 сентября 1988 года по 9 октября 1989 года, с 15 октября 1989 года по 9 января 1990 года, с 16 января 1990 года по 1 февраля 1990 года, с 22 февраля 1990 года по 31 августа 1993 года, с 1 сентября 1993 года по 5 октября 1995 года, с 26 октября 1995 года по 10 февраля 2002 года, с 12 февраля 2002 года по 24 июня 2002 года, указано, что специальный стаж Лапшинова А.К. составляет 16 лет 7 месяцев 8 дней при требуемом стаже 25 лет.
Также судами установлено, что Лапшинов А.К. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 20 января 1999 года.
Полагая отказ пенсионного органа в назначении ему пенсии досрочно незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 14, 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу о том, что периоды: с 6 сентября 1987 года по 2 октября 1987 года, с 26 августа 1986 года по 31 августа 1986 года, с 2 января 1988 года по 10 января 1988 года, с 10 октября 1989 года по 14 октября 1989 года, с 10 января 1990 года по 15 января 1990 года, 2 февраля 1990 года по 21 февраля 1990 года, 11 февраля 2002 года подлежат включению в специальный стаж истца, вместе с тем, отказал в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов с 6 октября 1995 года по 25 октября 1995 года и с 25 июня 2002 года по 29 октября 2021 года, а также в части назначения досрочной страховой пенсии по старости.
При этом, отказывая во включении в специальный стаж периода работы Лапшинова А.К. с 25 июня 2002 года по 29 октября 2021 года педагогом дополнительного образования МОУ СШ N 87 города Ярославля, суд первой инстанции исходил из того, что не соблюдена совокупность требуемых условий, установленных в п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Оставляя решение суда без изменения и отклоняя доводы апелляционной жалобы стороны истца о том, что после перевода с должности учителя школы на должность педагога дополнительного образования его обязанности не изменились, должностная инструкция осталась прежней, судебная коллегия указала, что по делу установлено, что в МОУ "Средняя школа N 87" на основании постановления мэра города Ярославля N от 29 августа 1995 года была создана школа искусств, куда приказом работодателя с 25 июня 202 года Лапшинов А.К. переведен на должность педагога дополнительного образования, и где осуществлял работу по 29 октября 2021 года. Проанализировав разделы 3 представленных инструкций педагога дополнительного образования (N 25 от 1 сентября 2001 года) и учителя музыки музыкальной школы (N 26 от 1 сентября 2001 года), судебная коллегия пришла к выводу, что должностные обязанности педагога дополнительного образования и учителя музыки различны (в частности, пункт 3.1 должностной инструкции учителя музыки и пункт 3.2 инструкции педагога дополнительного образования).
В пунктах 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка N 781 содержится закрытый перечень должностей и учреждений дополнительного образования, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года N 781 средняя школа не поименована.
В связи с изложенным, принимая во внимание пункт 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781), и учитывая периоды работы истца в должностях, предусмотренных Списками, которые включены в специальный стаж Лапшинова А.К. в судебном порядке и в бесспорном порядке пенсионным органом, судебная коллегия указала, что в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года истец в учреждениях дополнительного образования не работал, осуществлял трудовую деятельность в должности преподавателя по классу гитары и концертмейстерства в МОУ "Средняя школа N 87", при этом на 1 января 2001 года стаж работы истца в должностях и учреждениях, указанных в Списке, составлял менее 16 лет 8 месяцев.
На основании вышеизложенного, исходя из того, что в данном случае не соблюдена совокупность требуемых условий, установленных пунктом 12 Правил от 29 октября 2002 года N 781, для включения работы в должности педагога дополнительного образования в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд апелляционной инстанции призвал верным вывод районного суда об отказе в удовлетворении исковых требований Лапшинова А.К. о включении в специальный стаж периода его работы педагогом дополнительного образования МОУ СШ N 87 города Ярославля с 25 июня 2002 года по 29 октября 2021 года и о назначении истцу досрочной страховой пенсии ввиду недостаточности специального стажа.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов по существу спора верными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
В соответствии с п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, при условии работы в должностях и учреждениях, поименованных в Списках.
Названным постановлением Правительства РФ установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 ода N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
При этом названные Списки применяются в совокупности с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с п. 3 данных Правил, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п. 12 названных Правил, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указана должность педагога дополнительного образования, вместе с тем, в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года N 781 средняя школа не поименована.
При разрешении спора судами дано верное толкование вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, и по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств суды обоснованно пришли к выводу о несоблюдении совокупности требуемых условий для включения Лапшинову А.К. в стаж работы, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода его работы с 25 июня 2002 года по 29 октября 2021 года педагогом дополнительного образования МОУ СШ N 87 города Ярославля.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела верно принято во внимание, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Перечень доказательств и их анализ, подробные выводы судов со ссылкой на правовые нормы и установленные обстоятельства дела приведены в обжалуемых судебных постановлениях, и дополнительной аргументации не требуют. Процессуальные требования, предъявляемые гражданским процессуальным законом к оценке доказательств по гражданскому делу, судами не нарушены.
Доводы заявителя кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, повторяют доводы правовой позиции стороны истца, которыми были обоснованы исковые требования и апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела. Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы ее апелляционной жалобы, исчерпывающе подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Приведенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 11 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лапшинова Александра Константиновича в лице представителя по доверенности Дзёма Ивана Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.