Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ МВД России по "адрес" о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты, обязании восстановить на учете (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-2013/2021)
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО8, объяснения представителей ответчика ГУ МВД России по "адрес" ФИО6 и ФИО7 (по доверенности), возразивших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по "адрес" об оспаривании решения жилищно - бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении её и членов её семьи в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учёт.
В обоснование исковых требований ФИО2 указала, что решением комиссии ГУ МВД России по "адрес" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) истец и ее дочь, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, номер очереди 2012-857.
При подаче заявления о принятии на учет истцом был предоставлен полный комплект требуемых документов, которые комиссией были проверены и признаны соответствующими требованиям, о чем свидетельствует положительное решение комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ истцом по почте была получена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ N заседания комиссии ГУ МВД России по "адрес" по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, из которой следовало, что истец снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии с подпунктом "г" пункта 19 и пунктом 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет.
Основанием для такого вывода послужили сведения о том, что истцу на праве собственности ранее принадлежала квартира, расположенная по адресу: "адрес" - Алания, Моздокский p-он, "адрес", право собственности на которую истцом было прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает данное решение комиссии незаконным, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе ФИО2, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных.
ФИО2 указывает на допущенное ответчиком бездействие, не проведение проверки на предмет установления факта наличия либо отсутствия условий, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; утверждает, что не ухудшала своих жилищных условий, поскольку жилой дом в "адрес" являлся ветхим и в дальнейшем признан аварийным; кроме того, в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник проживает, в том числе, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, что не было учтено судом.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела истец ФИО2, не представившая сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении дела, и выразились они в следующем.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, ФИО2 с семьей из 2-х человек (она и дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) состояла на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с семьей в составе 2-х человек (она, дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии пп. "г" п. 19 и п. 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документам, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При этом жилищной комиссией установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с дочерью зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 57 кв. м (данное жилое помещение принадлежит супругу сестры, в жилом помещении также зарегистрированы и проживают еще три человека: мать, супруг сестры, дочь супруга сестры); из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежала квартира по адресу: "адрес"-Алания, "адрес", общей площадью 42, 5 кв. м, на которую право собственности было прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в жилищную комиссию ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты, ФИО2 приложила, в частности, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о правах ФИО2 на объекты недвижимого имущества, не указала о продаже ею в марте 2012 года жилого помещения площадью 42, 5 кв. м, находящегося в ее собственности.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции, оценив представленные в дело доказательства, руководствовались положениями ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (Правила), и пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди с момента первоначальной постановки на учёт, при этом исходили из правомерности оспариваемого решения жилищной комиссии, поскольку при обращении в жилищную комиссию с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не предоставила сведения о совершенных ею намеренных действиях, связанных с отчуждением принадлежащего ей жилого помещения, повлекших ухудшение жилищных условий в период, составляющий менее пяти лет до даты обращения с таким заявлением.
Суды отметили, что до отчуждения ФИО2 в марте 2012 года квартиры по адресу: "адрес"-Алания, "адрес", обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения на состав ее семьи превышала учетную норму и составляла более 20 кв. м на одного члена семьи и, соответственно, совершение таких действий свидетельствует о намеренном ухудшении ФИО2 жилищных условий для приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем она могла быть принята на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Судебные инстанции отклонили как несостоятельные доводы ФИО2 о том, что жилое помещение в "адрес" являлось непригодным для проживания и подлежащим сносу, указав, что данное обстоятельство, само по себе, не является основанием для произвольного лишения права на жилище, а служит самостоятельным правовым основанием для предоставления другого жилого помещения либо выплаты собственнику по его выбору компенсации (ст. ст. 32, 86, 87 ЖК РФ).
По мнению судов, отчуждение такого жилого помещения, в зачет которого подлежит предоставлению другое жилое помещение либо выплата собственнику по его выбору компенсации, является намеренным действием, повлекшим ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; право на такую выплату имеет, в том числе, сотрудник, который проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Таким образом, законодатель гарантировал для сотрудников органов внутренних дел, имеющих стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел, при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ. Одним из таких обстоятельств согласно п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ является проживание сотрудника в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; в этом случае такое помещение, независимо от его размера, не подлежит учету при определении уровня нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
По смыслу приведенных норм права, если сотрудник претендует на предоставление ему единовременной социальной выплаты, он может быть поставлен на учет для получения такой выплаты в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ только в том случае, если принадлежащее ему помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям; факт проживания или не проживания сотрудника в таком помещении юридического значения не имеет.
При этом в силу подпункта "г" пункта 19 Правил снятие сотрудника с учета для получения единовременной выплаты допускается в случае выявления не любых сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, а только таких сведений, которые свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет.
Вышеприведенные нормы права судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела применены неправильно.
Приходя к выводу о законности оспариваемого ФИО2 решения жилищной комиссии ГУ МВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суды не выяснили, отвечало ли принадлежащее ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"-Алания, "адрес", установленным для жилых помещений требованиям, и повлиял ли факт его наличия у ФИО2, а также последующего его отчуждения на ее нуждаемость в жилом помещении при обращении в жилищную комиссию ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Указывая на то, что до отчуждения ФИО2 в марте 2012 года вышеуказанной квартиры в "адрес" обеспеченность общей жилой площадью жилого помещения на состав ее семьи превышала учетную норму и составляла более 20 кв. м на одного члена семьи и, соответственно, совершение таких действий свидетельствует о намеренном ухудшении ФИО2 жилищных условий для приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, суды положения п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ не применили, не установив, имела ли ФИО2 право быть поставленной на учет на получение единовременной социальной выплаты в случае предоставления ей комиссии сведений о наличии в ее собственности в пределах 5-летнего срока до постановки на учет указанного жилого помещения.
Суждение судебных инстанций в обоснование законности оспариваемого решения комиссии о совершении ФИО2 намеренных действий, связанных с отчуждением принадлежащего ей жилого помещения, повлекших ухудшение жилищных условий в период, составляющий менее пяти лет до даты обращения с таким заявлением, не может быть признано обоснованным, поскольку комиссия сняла ФИО2 с учета не по основанию совершения ею указанных намеренных действий, а в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия ее на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Кроме того, суды не учли, что на момент постановки ФИО2 на учет Правила не предусматривали обязанность сотрудника представить комиссии сведения, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений за последние 5 лет до подачи заявления о принятии на учет.
При таких данных имеются основания полагать, что суды первой и апелляционной инстанций при принятии судебных постановлений допустили нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход гражданского дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя жалобы, а потому состоявшиеся по делу судебные постановления не могут быть признаны законными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тверской районный суд "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.