Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2008 г. N А56-41060/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Арка-К" генерального директора Киселева А.Г. (протокол собрания от 17.05.2006 N 10) и Лаукконен Г.В. (доверенность от 21.04.2008 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Припасаева Т.Н. (доверенность от 11.01.2008 N 17/00469);
рассмотрев 28.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2007 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2008 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А56-41060/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арка-К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 26.09.2007 N 514 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.11.2007 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 24.01.2008 апелляционная инстанция оставила решение от 26.11.2007 без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что им было установлено отсутствие пломбы центра технического обслуживания (далее - ЦТО) на контрольно-кассовой машине (далее - ККМ) модели АМС-100К (заводской номер 20717297), а не ее повреждение, поэтому инспекция не должна была доказывать, что у общества имелась возможность доступа к фискальной памяти, поскольку сам факт отсутствия пломбы ЦТО свидетельствует о возможности доступа к фискальной памяти.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании, состоявшемся 23.04.2008, был объявлен перерыв до 28.04.2008.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в принадлежащем обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 40.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов использовалась состоящая на налоговом учете ККМ модели АМС-100К (заводской номер 20717297), у которой отсутствовала пломба ЦТО и имелась заводская пломба с оттиском ОТК. По договору от 01.09.2005 N 4977 данная ККМ состояла на техническом обслуживании в ООО "Компания "РИМИЗ".
По результатам проверки инспекцией составлены акт от 17.09.2007 N 017797, протокол осмотра от 17.09.2007 N 017797 и протокол об административном правонарушении от 19.09.2007 N 514.
На основании указанных документов и материалов проверки инспекцией вынесено постановление от 26.09.2007 N 514, которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания 30 000 руб. штрафа по статье 14.5 КоАП РФ.
Общество оспорило постановление инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку инспекция не доказала, что общество применяло ККМ с возможностью доступа к ее фискальной памяти. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии со статьей 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу статьи 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна, в числе прочего, быть исправна, опломбирована в установленном порядке.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение
работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения контрольно-кассовой техники.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что под неприменением ККМ следует понимать в том числе использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККМ пломбы ЦТО в силу статей 4 и 5 Закона N 54-ФЗ является обязательным условием допуска ККМ к применению).
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт отсутствия пломбы ЦТО на ККМ, о чем свидетельствуют акт проверки от 17.09.2007 N 017797, протокол осмотра от 17.09.2007 N 017797, объяснения менеджера общества Григаш О.Е. от 17.09.2007, техническое заключение от 18.09.2007, протокол об административном правонарушении от 19.09.2007 N 514 (л.д. 27-42).
Суд кассационной инстанции считает не основанным на материалах дела вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что инспекция не доказала возможности доступа к фискальной памяти ККМ.
Из материалов дела не следует, что наличие пломбы ОТК свидетельствует о невозможности доступа к фискальной памяти ККМ.
В данном случае материалами дела подтверждается именно отсутствие пломбы ЦТО, а не ее повреждение. Документы, на которые ссылаются суды в обоснование своей позиции, не подтверждают с достоверностью вывод о невозможности доступа к фискальной памяти ККМ.
Таким образом, в данном случае в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции установил, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена.
В связи с этим судебные акты следует отменить, а обществу - отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления инспекции от 26.09.2007 N 514.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2008 по делу N А56-41060/2007 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Арка-К" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу от 26.09.2007 N 514 отказать.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2008 г. N А56-41060/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника