Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2008 г. N А21-6781/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от Контрольно-ревизионной службы Калининградской области Громова М.Ю. (доверенность от 11.03.2008 N 6), от общества с ограниченной ответственностью "Зеленоградск-Сельстрой" Артамоновой О.В. (доверенность от 21.04.2008 N786),
рассмотрев 22.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленоградск-Сельстрой" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2007 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Зотеева Л.В.) по делу N А21-6781/2007 ,
установил:
Открытое акционерное общество "Зеленоградск-Сельстрой" (далее - ОАО "Зеленоградск-Сельстрой") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионной службы Калининградской области (далее - Ревизионная служба) от 26.09.2007 о привлечении к административного ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.01.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Зеленоградск-Сельстрой" (далее - ООО "Зеленоградск-Сельстрой", Общество), ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неприменение части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), просит отменить принятые судебные акты, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом; полномочиями по государственному регулированию в области долевого строительства наделена Федеральная служба по финансовым рынкам.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Ревизионной службы возражал против ее удовлетворения.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по ходатайству Общества в соответствии с представленными документами в связи с реорганизацией в форме преобразования (изменение организационно-правовой формы) произвел замену ОАО "Зеленоградск-Сельстрой" на его правопреемника ООО "Зеленоградск-Сельстрой".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.08.2007 консультантом отдела контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Ревизионной службы составлен протокол от 22.08.2007 N 27/1/3-07 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, по факту непредставления Обществом в срок установленный пунктом 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила) отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома в г. Зеленоградске, 1-й Железнодорожный переулок, за второй квартал 2007 года.
Ревизионная служба постановлением от 26.09.2007 N 27/1/3-07 привлекла заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали Обществу в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято органом, уполномоченным действующий законодательством привлекать ответственности, предусмотренной статьей 14.28 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренную Правилами, в орган, осуществляющий контроль надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Пунктами 2, 4 Правил установлена обязанность застройщика предоставлять уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложены контроль надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства в срок не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала.
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило отчетность за II квартал 2007 года в Ревизионную службу 06.09.2007, то есть с нарушением сроков, установленных действующим законодательством. В действиях Общества содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у Ревизионной службы правомочий для привлечения заявителя к административной ответственности и составления протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В силу пунктом 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 23 этого же Закона контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.11.2005 N 71 утверждено Положение о контрольно-ревизионной службе Калининградской области (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости возложены на Ревизионную службу, являющуюся исполнительным органом государственной власти Калининградской области.
Согласно части 1 статьи 23.64 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.28 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Федерального закона от 18.07.2006 N 11-ФЗ" следует читать "Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ"
Частью 2 статьи 23.64 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 11-ФЗ) определено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заместители руководителей.
Ссылка Общества на постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 N 206 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 152 (далее - Постановление N 206) правомерно не принята судами, поскольку в соответствии с пунктом 4 Постановления N 206 Федеральная служба по финансовым рынка осуществляет государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Функции контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на нее не возложены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Ревизионная служба в лице своего руководителя вправе рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 28.3 КоАП РФ не предусматривает обязанность опубликования этих перечней в официальных печатных изданиях.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 8 Положения Ревизионная служба устанавливает перечень должностных лиц Контрольно-ревизионной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом исполняющего обязанность руководителя Ревизионной службы от 05.07.2007 N 7 утвержден перечень должностных лиц Контрольно-ревизионной службы Калининградской области, уполномоченных составлять протоколы oб административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Данным приказом к числу уполномоченных лиц отнесены консультанты отдела контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Контрольно-ревизионной службы Калининградской области. Протокол об административном правонарушении от 22.08.2007 N 27/1/3-07 составлен консультантом отдела контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Ревизионной службы в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ именно Ревизионная служба вправе получать ежеквартально от застройщика соответствующую отчетность.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2008 по делу N А21-6781/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленоградск-Сельстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2008 г. N А21-6781/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника