Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2008 г. N А05-6096/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,
при участии от ООО "Архангельское специализированное энергетическое предприятие-сети" Агафоновой Е.В. (доверенность от 17.10.2007), от ОАО "Архангельская сбытовая компания" Рябковой А.Б. (доверенность от 29.12.2007),
рассмотрев 23.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2007 (судья Антонова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 (судьи Елагина O.K., Митрофанов О.В., Носач Е.В.) по делу N А05-6096/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие-сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельская сбытовая компания" (далее - Компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи (поставки) от 01.04.2007 N 1-к (далее - Договор) по пунктам 1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.3.11, 3.2, 4.1.2, 4.2.4, 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Договора и Приложению N 1 к нему.
Определением от 19.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области (далее - Департамент).
До принятия судом решения по делу истец заявил отказ от иска в части урегулирования разногласий по пунктам 3.2, 4.1.2, 4.2.4, 6.2, 6.3, 6.5, 6.7, 6.8, 6.9, 9.4, 9.5 Договора в связи с подписанием сторонами протокола урегулирования разногласий от 09.08.2007.
Решением от 04.10.2007 производство по делу в части требований об урегулировании разногласий по пунктам 3.2, 4.1.2, 4.2.4, 6.2, 6.3, 6.5, 6.7, 6.8, 6.9, 9.4, 9.5 Договора прекращено в связи принятием судом отказа от иска в указанной части. Пункты 1.2, 2.1.3, 2.3.11, 9.1, 9.2, 9.8 Договора и Приложение N 1 к нему приняты в редакции, предложенной Обществом. Пункт 6.6 Договора принят в редакции Компании. Пункт 2.1.4 исключен из текста Договора.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает следующее:
- Договор не может быть отнесен к категории публичных, поскольку Общество не является потребителем ввиду намерения приобретать электроэнергию для ее дальнейшей перепродажи;
- Департаментом не установлена цена для продажи электроэнергии сбытовыми организациями;
- пунктом 4 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики Далее - Правила N 530), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что продажа по нерегулируемым (свободным) ценам осуществляется только в ценовых зонах.
- согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" Архангельская область относится к неценовой зоне;
- таким образом, на территории Архангельской области (в неценовой зоне) невозможна деятельность по перепродаже электроэнергии по свободным ценам;
- в отношении точек поставки по Договору у Компании заключены прямые договоры электроснабжения, часть которых имеются в материалах дела, с непосредственными потребителями электроэнергии;
- несоблюдение условий перехода потребителей на обслуживание к иной сбытовой организации, предусмотренных пунктами 76, 83 Правил N 530, указывает на невозможность заключения Договора и, соответственно, урегулирования разногласий по нему.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая несостоятельными изложенные в ней доводы.
Департамент выразил в письменной форме свое согласие с принятыми по делу судебными актами.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Компании поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В обоснование заявленного требования Общество указывает следующее.
В соответствии с пунктом 36 Правил N 530 Компания является гарантирующим поставщиком в пределах Архангельской области.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Общество является энергосбытовой организацией, основным видом деятельности которой в соответствии с уставом является покупка и реализация электроэнергии (мощности) потребителям.
Общество в порядке пункта 62 Правил N 530 направило 03.04.2007 Компании как гарантирующему поставщику по Архангельской области проект Договора, по условиям которого обязалось приобретать объемы электрической энергии, необходимые для последующей перепродажи своим потребителям, предоставив все необходимые документы, перечень которых установлен пунктом 62 Правил N 530. Не согласившись с проектом Договора, Компания направила в адрес истца протокол разногласий от 02.05.2007.
Ознакомившись с протоколом разногласий, Общество 22.05.2007 информировало Компанию о частичном согласии с редакцией Договора, предложенной гарантирующим поставщиком.
Письмом от 29.05.2007 года Компания уведомила Общество об отказе подписать Договор в предложенной редакции.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском об урегулировании возникших разногласий по пунктам 1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.3.11, 3.2, 4.1.2, 4.2.4, 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Договора и Приложению N 1 к нему.
До принятия судом решения по делу неурегулированными сторонами остались пункты 1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.3.11, 6.6, 9.1, 9.2, 9.8 Договора и Приложение N 1 к нему.
Истец предлагает включить в текст Договора пункты 1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.3.11 следующего содержания:
"Покупатель самостоятельно урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении его точек поставки на розничном рынке. Данные отношения до заключения Покупателем соответствующих договоров регулируются в рамках договоров, заключенных Гарантирующим поставщиком" (пункт 1.2);
"Гарантирующий поставщик обязуется "урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки Покупателя на розничном рынке в рамках соответствующих договоров, заключенных Гарантирующим поставщиком, до заключения Покупателем договоров оказания услуг по передаче и об оперативно-диспетчерском управлении" (пункт 2.1.3);
"При переходе на обслуживание к Покупателю лица, приобретающего электрическую энергию у гарантирующего поставщика (иной энергосбытовой организации), Гарантирующий поставщик обязуется урегулировать с Покупателем отношения по купле-продаже электрической энергии с условием поставки с даты вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) энергосбытовой организации с таким лицом до даты начала покупки ею электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки на оптовом рынке или по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии на розничном рынке с иной энергосбытовой организацией или производителем (поставщиком) электрической энергии" (пункт 2.1.4);
"При переходе на обслуживание к Покупателю лица, приобретающего электрическую энергию у Гарантирующего поставщика (иной энергосбытовой организации), Покупатель урегулирует отношения по купле-продаже электрической энергии с Гарантирующим поставщиком с условием поставки с даты вступления в силу договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) энергосбытовой организации с таким лицом до даты начала покупки ею электрической энергии в соответствующих точках (группах точек) поставки на оптовом рынке или по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии на розничном рынке с иной энергосбытовой организацией или производителем (поставщиком) электрической энергии" (пункт 2.3.11).
Ответчик считает, что указанные пункты должны быть исключены из текста Договора.
Истец настаивает на исключении из Договора пункта 6.6, предусматривающего следующие условия:
"При поступлении платежа, достаточного для полного исполнения Покупателем обязательств по настоящему договору, поступившие средства относятся в счет оплаты энергии с учетом назначения платежа в порядке календарной очередности возникновения обязательств. В случае поступления платежа, недостаточного для полного исполнения Покупателем обязательств по настоящему договору либо с неопределенным назначением платежа, поступившие средства относятся в счет оплаты ранее возникших обязательств в порядке календарной очередности их возникновения, если' иное не предусмотрено соглашением сторон".
В пункте 9.1 Договора истец просит указать в качестве срока начала действия договора 01.04.2007, а ответчик - 01.06.2007.
Истец просит включить в текст Договора пункт 9.2 следующего содержания:
"Настоящий договор считается продленным на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора".
Истец предлагает пункт 9.8 "Перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора" изложить в следующей редакции:
"1. Приложение N 1. Точки поставки э/э (мощности) с указанием соответствующей категории надежности, с разбивкой групп присоединения по соответствующим сетевым организациям, с перечнем средств измерения и местами их установки.
2. Приложение N 2. Договорные (плановые) величины потребления электроэнергии и мощности.
3. Приложение N 4. Эксплуатационные соглашения о разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон".
Ответчик предлагает приложение N 1 изложить в его редакции, исключив из него точки поставки - потребителей, с которыми у Компании имеются договоры энергоснабжения, а Приложение N 2 исключить из текста Договора. Свою позицию Компания мотивирует тем, что потребители гарантирующего поставщика не направляли заявлений о переходе на обслуживание к Обществу.
Принимая пункты 1.2, 2.1.3, 2.3.11 Договора в редакции Общества, суд обоснованно указал на положения, предусмотренные пунктами 7, 83, 84 Правил N 530.
Исключая из текста Договора пункт 2.1.4, суд правильно указал, что действующее в области тарифного регулирования законодательство не предусматривает обязанности гарантирующего поставщика урегулировать с покупателем отношения по купле-продаже электрической энергии при переходе на обслуживание к покупателю лица, приобретавшего электроэнергию у гарантирующего поставщика.
Принимая пункт 6.6 в редакции Компании, суд верно исходил из того, что данный пункт в предложенной ответчиком редакции не противоречит общим принципам гражданского законодательства, предусмотренным статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), соответствует сложившейся практике порядка расчетов, а также характеру обязательств, применяемых в соответствии с пунктом 3 статьи 522 ГК РФ.
Обстоятельства, связанные с принятием пункта 9.1 Договора в редакции Общества, были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции с учетом положений, предусмотренных статьей 425 ГК РФ и пунктом 85 Правил N 530.
Поскольку пункт 9.2 в предложенной Обществом редакции воспроизводит содержание пункта 75 Правил N 530, суд обоснованно принял данный пункт в редакции истца.
Принимая пункт 9.8 Договора в редакции Общества, суд правильно указал на положения, предусмотренные пунктами 76, 83, 84 Правил N 530.
Вопрос о том, с кем именно из потребителей у истца заключены договоры энергоснабжения, суд посчитал не имеющим значения для рассмотрения настоящего спора и не подлежащим обсуждению в рамках данного дела, поэтому Приложение N 1 принято судом в редакции истца.
Что касается Приложения N 2, касающегося договорных величин потребления энергии и мощности, суд признал его необходимым ввиду обычаев делового оборота и положений статьи 541 ГК РФ, в соответствии с которой условие о количестве отпускаемой энергии является существенным и должно быть оговорено сторонами в заключаемой сделке.
Как видно из кассационной жалобы, Компания, не возражая против принятия судом спорных пунктов Договора в указанной редакции, оспаривает по существу саму возможность урегулирования судом разногласий по Договору, поскольку считает, в частности, что данный Договор не является публичным, в связи с чем истец не вправе обращаться к ответчику ни с требованием о его заключении, ни с требованием об урегулировании разногласий по нему.
Между тем доводы подателя кассационной жалобы приводились ответчиком судам предшествующих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 2 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Кодекса.
Поскольку, как видно из материалов дела, Компания, представив истцу протокол разногласий и уведомив его об отказе заключить Договор в предложенной редакции, не уклонялась от заключения Договора, Общество правомерно обратилось в арбитражный суд с иском о передаче разногласий, возникших у сторон при заключении Договора, на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном статьями 445, 446 ГК РФ и Правилами N 530.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно пункту 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). В случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии обратившееся к нему лицо вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
В силу пункта 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Правила N 530 устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Понятие покупателя электрической энергии, используемое в Правилах, означает следующее: покупатели электрической энергии - потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях. Понятие субъекта розничных рынков означает следующее: субъекты розничных рынков - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей. Иные используемые в Правилах N 530 понятия имеют значение, определенное Законом об электроэнергетике, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии; исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг; сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства; производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.
Согласно пункту 5 Правил N 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Правилами N 530 установлено также следующее:
- гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:
отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае если в точках поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, не обеспечивается учет электрической энергии и оказанных услуг с использованием приборов учета, отвечающих требованиям, установленным разделом XII настоящих Правил, объем потребленной электрической энергии и оказанных услуг определяется в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии или с использованием одного из предусмотренных разделом XII настоящих Правил расчетных способов.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа (пункт 61);
- договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 настоящих Правил. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно предоставляет гарантирующему поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки, и о местах расположения пунктов приема платежей за электрическую энергию от покупателей электрической энергии данной организации (пункт 62);
- в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий (пункт 63);
в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) с гарантирующим поставщиком должно предусматриваться право покупателя, не имеющего перед гарантирующим поставщиком признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности по оплате, заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с энергосбытовой организацией (далее - переход на обслуживание к энергосбытовой организации).
В случае если покупатель электрической энергии заключил договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с энергосбытовой организацией в отношении всего объема электрической энергии, предусмотренного договором с гарантирующим поставщиком, обязательства по договору с гарантирующим поставщиком считаются прекращенными в связи с невозможностью исполнения с даты вступления в силу указанного договора с энергосбытовой организацией (пункт 76).
С учетом изложенного довод подателя жалобы, что Договор не является по отношению к ответчику публичным договором, поскольку истец по смыслу статьи 37 Закона об электроэнергетике не является потребителем электроэнергии применительно к статье 539 ГК РФ и данному Закону, следует признать не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Факт направления Обществом Компании полного пакета документов, предусмотренных пунктом 62 Правил N 530 и необходимых для заключения Договора, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Вопрос о том, с кем именно из потребителей у сторон заключены договоры энергоснабжения, не имеет, как правильно указали суды, в данном случае правового значения (пункт 76 Правил N 530).
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Всем доводам подателя жалобы дана надлежащая правовая оценка судами предшествующих инстанций, которые правильно указали на неправильное толкование ответчиком норм права.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 по делу N А05-6096/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2008 г. N А05-6096/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника