Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 апреля 2008 г. N А13-3445/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кравченко Т.В. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 23.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного энергетического, энергоснабжающего и энергораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.10.2007 по делу N А13-3445/2007 (судья Кургин А.Ф.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Вологодское государственное опытное охотничье хозяйство" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к государственному энергетическому, энергоснабжающему и энергораспределительному предприятию Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (далее - Предприятие) о признании недействительным подпункта "а" пункта 4.1 договора энергоснабжения от 01.05.2005 N 3612, заключенного между указанными лицами.
Определением от 09.07.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области.
Решением от 08.10.2007 иск удовлетворен. Подпункт "а" пункта 4.1 договора энергоснабжения от 01.05.2005 N 3612 и дополнительного соглашения от 10.11.2006 к нему, заключенных между Учреждением и Предприятием, признан недействительным.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда и отказать Учреждению в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на противоречие постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Постановление N 294) пункту 70 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Постановление N 530), принятых позднее. По мнению подателя жалобы, с момента принятия Постановления N 530 Постановление N 294 не подлежит применению. Кроме того, Предприятие указывает на необоснованность ссылки суда на пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ввиду согласования сторонами спорного условия о внесении Учреждением авансовых платежей за поставляемую электроэнергию, а также на статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и статью 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (энергоснабжающая организация) и Учреждением (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.05.2005 N 3612, по условиям которого окончательный расчет производится по показаниям счетчика на конец расчетного периода по платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией (подпункт "б" пункта 4.1).
По инициативе Предприятия стороны подписали дополнительное соглашение от 10.11.2006 к указанному договору, которым включили в договор энергоснабжения, в частности, подпункт "а" пункта 4.1 следующего содержания: "в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии, производится оплата половины договорного объема потребления электроэнергии".
Указывая на несоответствие условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4.1 договора энергоснабжения, положениям Постановления N 294, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании на основании статьи 168 ГК РФ указанного подпункта договора недействительным.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Предприятие указывает на несоответствие Постановления N 294 пунктам 70, 75 Правил, утвержденных Постановлением N 530, изданных позднее и потому подлежащих применению. Коль скоро подпункт "а" пункта 4.1 договора полностью дублирует пункт 70 Правил, утвержденных Постановлением N 530, ответчик считает оспариваемый подпункт полностью соответствующим действующему законодательству.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на статьи 309, 544 ГК РФ, признал подпункт "а" пункта 4.1 договора энергоснабжения от 01.05.2005 N 3612 недействительным ввиду его несоответствия Постановлению N 294, Закону N 135-ФЗ и Закону N 948-1.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции установил следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 294 правило об авансовых платежах при оплате электрической энергии не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Постановление N 530 издано во исполнение названного Федерального закона и устанавливает правила функционирования розничных рынков в особый (переходный) период. Согласно пункту 70 правил,утвержденных Постановлением N 530 если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и организаций, приобретающих электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг) оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории потребителей, половину договорного объема потребления электрической энергии и мощности в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии.
В соответствии с пунктом 75 Правил, утвержденных Постановлением N 530 договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключенные до вступления в силу настоящих Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами.
При таких обстоятельствах условие дополнительного соглашения к договору энергоснабжения об авансовых платежах соответствует пункту 70 Правил, утвержденных Постановлением N 530 и действовавших на момент его заключения. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
То есть данная норма права является диспозитивной. Не является императивной и норма установленная в пункте 2 Постановления N 294.
Учитывая изложенное, согласованное бюджетным учреждением и энергоснабжающей организацией договорное условие об авансовой оплате потребляемой электроэнергии не может быть расценено как недействительное по мотиву его несоответствия пункту 2 Постановления N 294.
Кассационная инстанция не может согласиться также с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого подпункта договора энергоснабжения Закону N 135-ФЗ и Закону N 948-1 и считает его не соответствующим требованиям закона.
Коль скоро оспариваемое условие дополнительного соглашения к договору энергоснабжения соответствует действующему законодательству, у суда отсутствовали основания для признания его недействительным.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а в иске Учреждению следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Учреждения в пользу Предприятия следует взыскать 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.10.2007 по делу N А13-3445/2007 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с федерального государственного учреждения "Вологодское государственное опытное охотничье хозяйство" в пользу государственного энергетического, энергоснабжающего и энергораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" 1 000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2008 г. N А13-3445/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника