Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 2008 г. N А21-5732/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Михайловской Е.А.,
при участии от Калининградской областной таможни Волкова Д.А. (доверенность от 04.04.08 N 12), от закрытого акционерного общества "Металлическая упаковка" Комарова А.А. (доверенность от 10.10.07), Витебского В.Г. (доверенность от 10.10.07),
рассмотрев 28.04.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.08 по делу N А21-5732/2007 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Фокина Е.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Металлическая упаковка" (далее - общество, ЗАО) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Калининградской таможни (далее - таможня) об отказе в принятии грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10205090/130807/000, оформленного резолюцией от 27.08.07 на описи документов к указанной ГТД. В заявлении общество также просит суд признать заявителя "подпадающим под действие главы 8 Федерального закона от 10.01.06 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ).
Решением суда от 12.11.07 (судья Гурьева И.Л.) обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.01.08 решение суда отменено оспариваемое решение таможни признано незаконным. Суд обязал таможню принять к оформлению ГТД N 10205090/130807/000 с приложенными к ней документами в соответствии со статьей 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Суд также принял во внимание пояснение представителя общества о том, что требование о признании заявителя "подпадающим под действие главы 8 Закона N 16-ФЗ" не является самостоятельным заявленным требованием. Восстановление нарушенных прав общества реализовано судом в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление от 11.01.08 и оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку, по ее мнению, апелляционный суд нарушил нормы материального и процессуального права положения статей 2, 21, 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьи 23 Закона N 16-ФЗ, статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 271 АПК РФ. Податель жалобы указывает на то, что Закон N 16-ФЗ является законодательным актом, регламентирующим специфические правоотношения субъектов хозяйственной деятельности и государственных органов, связанные с созданием Особой экономической зоны в Калининградской области, ее функционированием, изменением и прекращением действия специального правового режима этой зоны Правом же применять таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области с особенностями переходного периода (глава 8 Закона N 16-ФЗ, в том числе оформлять продукты переработки товаров, ввезенных в соответствии с названным режимом, в особом порядке, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов) обладают не все субъекты хозяйственной деятельности, а лишь юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на 01.04.06 осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ; часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ). Поскольку заявитель является правопреемником ранее осуществлявшего свою деятельность юридического лица, зарегистрированного в Калининградской области, создан (путем реорганизации в форме преобразования) только 23.10.06, не имел правоспособности и не мог осуществлять свою деятельность до 01.04.06, он не вправе применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке переходных положений (глава 8 Закона N 16-ФЗ). В связи с этим оспариваемое решение таможни является законным, так как при подаче ГТД общество не представило таможенному органу документов, подтверждающих соответствующую льготу по уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 131 ТК РФ, пункт 2 статьи 132 ТК РФ).
В судебном заседании рассмотрение дела начато сначала в связи с заменой судьи применительно к пункту 2 части 2 статьи 18 АПК РФ. По ходатайству представителя таможенного органа и по факту исследования представленных им документов суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену Калининградской таможни на правопреемника - Калининградскую областную таможню (в связи с прекращением деятельности Калининградской таможни путем реорганизации в форме слияния; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.04.2008 N 1112а). Представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества отклонили их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество является правопреемником ООО "Металлическая упаковка" (далее - ООО), которое зарегистрировано на территории Калининградской области 28.08.00 (свидетельство о государственной регистрации серии КД-ОКР N 3415; лист дела 81). ООО являлось участником особой экономической зоны, осуществляло свою деятельность на основании Закона N 13-ФЗ, занимаясь производством продуктов переработки (консервные банки и крышки) и используя соответствующий таможенный режим (статья 7 Закона N 13-ФЗ).
Заявитель как юридическое лицо создан 23.10.06 путем реорганизации в форме преобразования, из ООО в ЗАО (свидетельство о государственной регистрации серии 39 N 001048281; лист дела 83). Согласно передаточному акту от 01.09.06 ООО передало, а ЗАО приняло все права, обязанности, обязательства и имущество реорганизуемого общества. ЗАО является универсальным правопреемником ООО (листы дела 84-85). По факту реорганизации заявитель продолжил производственную деятельность правопредшественника, не изменив соответствующего профиля.
С 01.04.06 таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, регламентировано положениями статьи 13 Закона N 16-ФЗ. Особенности применения ставок таможенных пошлин в отношении продуктов переработки закреплены в статье 14 Закона N 16-ФЗ.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона N 16-ФЗ, с особенностями, установленными главой 8 Закона N 16-ФЗ ("Переходные положения", статьи 23 - 24 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Закона N 16-ФЗ при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки, установленным статьей 24 Закона N 16-ФЗ. При вывозе с территории Особой экономической зоны продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются, если выполняются условия, установленные статьей 24 Закона N 16-ФЗ.
В статье 24 Закона N 16-ФЗ определены критерии достаточной переработки, относительно которых в данном случае спор отсутствует.
13.08.07 общество как отправитель и декларант подало в таможню ГТД N 10205090/130807/000 для оформления товара (банка металлическая со сварным продольным швом, N 6, лакированная) как продуктов переработки с целью его вывоза на остальную территорию Российской Федерации и с учетом льгот, установленных статьей 23 Закона N 16-ФЗ. Таможенный орган 27.08.07 отказал заявителю в принятии ГТД в связи с непредставлением декларантом документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 131 ТК РФ, со ссылкой на пункт 2 статьи 132 ТК РФ и статью 23 Закона N 16-ФЗ. Соответствующая запись совершена должностным лицом таможни на описи документов к спорной ГТД (лист дела 9). Отказ обусловлен тем, что заявитель не относится к лицам, указанным в части 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 131 ТК РФ если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничении, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Согласно пункту 2 статьи 132 ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124 ТК РФ);
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.
Не согласившись с отказом таможни в принятии ГТД, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (листы дела 3-6).
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявления, согласившись с правовой позицией таможни. При этом суд буквально истолковал часть 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ, применил пункт 3 статьи 2 ГК РФ и указал, что ни Таможенный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 16-ФЗ не содержат нормы, предусматривающей возможность правопреемства в отношении применения таможенного режима свободной таможенной зоны.
Апелляционная коллегия признала такую правовую позицию ошибочной, применила положения статьи 3 ТК РФ, статьи 50 НК РФ, указав на отсутствие у таможни правовых оснований для отказа в принятии ГТД по факту непредставления декларантом документов, подтверждающих право на применение льготы, предусмотренной статьей 23 Закона N 16-ФЗ. В то же время суд установил, что при подаче ГТД общество представило все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 131 ТК РФ, что таможней не оспаривается.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда отвечают нормам материального и процессуального права, основаны на правильном систематическом толковании положений таможенного, налогового и гражданского законодательства.
В силу пункта 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). В Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе N 16-ФЗ не закреплены правила, в соответствии с которыми может решаться вопрос о переходе права участника таможенных правоотношений на рассматриваемую льготу. Вместе с тем специальные правила Закона N 16-ФЗ не устанавливают прямого (специального) запрета на переход соответствующего права к правопреемнику по факту реорганизации.
В то же время согласно пункту 1 статьи 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 НК РФ).
Понятия, не указанные в пункте 1 статьи 11 ТК РФ, употребляются в Таможенном кодексе Российской Федерации в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 ТК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на него статьей 50 НК РФ, по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Таким образом, в случае реорганизации юридического лица происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.
Действующие в спорном периоде положения статьи 16-ФЗ как специальные нормы (с учетом их содержания и толкования в системном единстве с иными приведенными нормативными положениями) не могут рассматриваться как блокирующие общие нормы права, регулирующие отношения в связи с правопреемством юридических лиц и устанавливающие правовые последствия такого правопреемства. Заявитель как правопреемник соответствует установленному Законом N 16-ФЗ территориальному (зональному) критерию, имеет статус субъекта, зарегистрированного в Калининградской области, продолжает заниматься правомерной (полезной для общества) хозяйственной деятельностью, которой ранее занималось ООО, обеспечивает рабочие места, в связи с чем вправе претендовать на льготу переходного периода как значимую гарантию стабильности целого комплекса отношений, охраняемых законом.
В данном случае правовая позиция таможенного органа и суда первой инстанции основана на неверном толковании норм материального права. В связи с этим доводы жалобы подлежат отклонению.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого постановления не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.08 по делу N А21-5732/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2008 г. N А21-5732/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника