Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 мая 2008 г. N А56-17823/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Тян Н.И. (доверенность от 20.09.2007), от общества с ограниченной ответственностью "М-ПАБ" генерального директора Припоровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2007 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 по делу N А56-17823/2007 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М-ПАБ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 07.02.2007 N 7170027 и 7170028 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.10.2007 постановление Инспекции от 07.02.2007 N 7170027 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ признано незаконным и отменено. В части требования о признании постановления Инспекции от 07.02.2007 N 7170028 о привлечении к административной ответственности генерального директора Общества Припоровой М.М. производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2008 решение от 12.10.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в результате проведенной 08.01.2007 проверки соблюдения требований законодательства при работе с денежной наличностью в принадлежащем Обществу кафе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Большая Зеленина, дом 11/1, Инспекцией установлено неоприходование денежной наличности в кассу, выразившееся в расхождении имеющейся в кассовом ящике контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) суммы наличных денежных средств и данных, отраженных в фискальной памяти ККМ. Расхождение (излишек в кассе) составило 94 руб. Результаты проверки отражены в акте от 08.01.2007.
В связи с установленным Инспекцией составлены протоколы об административном правонарушении от 24.01.2007 N 7170027 в отношении Общества и N 7170028 в отношении его генерального директора, а постановлениями Инспекции от 07.02.2007 N 7170027 и 7170028 Общество и его генеральный директор Припорова М.М. привлечены к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. и 4 000 руб. соответственно.
Данные постановления оспорены в арбитражный суд.
Суд в соответствии с положениями статей 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 30.1 КоАП РФ пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности должностного (физического) лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, равно как и о прекращении в этой части производства по делу в связи с неподведомственностью заявленного требования арбитражному суду.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу организации является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин над данными бухгалтерского учета.
В данном случае вывод о неоприходовании в кассу денежных средств сделан Инспекцией в связи с тем, что при пересчете наличных денег и суммы, отраженной по ККМ, выявлено расхождение в сумме 94 руб. В заявлении Общество указало, что денежные средства в названной сумме являлись разменным фондом, что подтверждено записями в журнале кассира-операциониста.
В соответствии с пунктом 3.8 действовавших на момент проверки и привлечения к административной ответственности Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации 30.08.1993 N 104 (далее Типовые правила), перед началом работы на кассовой машине! кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (в том числе разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, под роспись).
Судом по материалам дела установлено, что в журнале кассира-операциониста отражены показания суммирующих счетчиков на начало и конец рабочего дня 08.01.2007, разница между этими показателями составляет сумму выручки за день - 1170 руб., что соответствует показателям счетчика ККМ. В журнале кассира-операциониста также указан остаток разменного фонда на конец) дня 07.01.2007 и на начало 08.01.2007 в размере 94 руб. Факт искажения учета поступивших в кассу наличных денежных средств, следствием которого является сокрытие от налогообложения, судом по материалам дела не установлен.
В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения в Российской Федерации кассовых операций (утвержден ЦБ РФ 22.09.1993) выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам. Однако сам факт нарушения порядка выдачи из кассы разменного фонда обоснованно не расценен судом в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Нахождение в кассовом ящике денежных средств в сумме 94 руб. в качестве разменных денег Инспекцией не опровергнуто. Вывод суда о недоказанности Инспекцией факта неоприходования Обществом денежной наличности кассационная инстанция считает правильным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 по делу N А56-17823/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 мая 2008 г. N А56-17823/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника