Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 мая 2008 г. N А42-5810/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 06.05.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.07 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.08 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-5810/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Аудит Плюс К" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 09.07.07 N 15502.
Решением суда первой инстанции от 06.11.07 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.02.08 решение от 06.11.07 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, привлечение Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) правомерно, поскольку декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог), за I квартал 2007 года представлена им в налоговый орган 10.05.07, то есть с нарушением срока ее подачи. По мнению Инспекции, представленная Обществом 19.04.07 декларация по единому налогу за тот же период, составленная по неустановленной (старой форме) форме, не может быть признана декларацией, так как в силу пункта 2 статьи 80 НК РФ декларация представляется в налоговый орган по установленной форме.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая, что статьей 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Мурманска 22.10.97, регистрационный номер 1025100846650, идентификационный номер 6193411050.
В связи с применением единого налога Обществом 19.04.07 в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу за I квартал 2007 года по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.06 N7н.
Инспекция, установив, что указанная декларация представлена по форме, не установленной действующим законодательством, направила в адрес заявителя уведомление от 23.04.07 N 4939-57788 с предложением представить первичную налоговую декларацию по установленной форме.
Обществом 10.05.07 повторно представлена декларация по единому налогу за I квартал 2007 года по новой форме без изменения ее содержания.
Инспекция провела камеральную проверку деклараций, поданной заявителем 10.05.07. В ходе проверки Инспекция установила нарушение срока представления этой декларации, о чем составила акт от 08.06.07 N 285/26.1.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 09.07.07 N 15502 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 703 руб. 45 коп. налоговых санкций.
На основании указанного решения Инспекция направила Обществу требование от 24.07.07 N 2667, в котором предложила ему уплатить 703 руб. 45 коп. налоговых санкций.
Поскольку Общество налоговые санкции не уплатило, Инспекция вынесла решение от 23.08.07 N 12739 о взыскании 703 руб. 45 коп. о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Общество, считая решение Инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно указали на отсутствие оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчет) по установленной форме представляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика.
Согласно статье 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками - организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
В силу статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Из приведенных норм следует, что декларация по единому налогу за I квартал 2007 года должна быть представлена налогоплательщиком не позднее 25.04.07.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Названной нормой установлена ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации, в том числе несоблюдение налогоплательщиком формы представляемой налоговой декларации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Согласно статье 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии события налогового правонарушения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, декларация по единому налогу за I квартал 2007 года, составленная на бланке старой формы, подана Обществом в Инспекцию 19.04.07, то есть в пределах срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для представления такой декларации.
Следовательно, вывод судов о том, что Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, в связи с отсутствием события вмененного ему налогового правонарушения, соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
Доводы налогового органа о том, что декларация по единому налогу за I квартал 2007 года, своевременно направлена Обществом в Инспекцию, но составлена на бланке старой формы, не может считаться декларацией, несостоятельны.
Представленная Обществом декларация, составленная по старой форме, фактически идентична новой форме декларации, соответствует определению понятия "налоговая декларация", приведенному в статье 80 НК РФ,
Учитывая положения пункта 2 статьи 80 НК РФ, согласно которому налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной налогоплательщиком налоговой декларации, Инспекция была не вправе не принять к рассмотрению представленную Обществом декларацию, составленную на бланке старой формы.
Кроме того, сведения о доходах Общества и исчисленном едином налоге, указанные им в декларации, составленной по старой форме, представленной заявителем в налоговый орган 10.05.07, аналогичны сведениям, указанным им в декларации, составленной по новой форме, представленной в налоговый орган 19.04.07.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды правомерно признали недействительным решение Инспекции от 09.07.07 N 15502.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.08 по делу N А42-5810/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 мая 2008 г. N А42-5810/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника