Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2008 г. N А13-5661/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2009 г. N А13-5661/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Власовой М.Г. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от ОАО "РЖД" Коротышева Е.Н. (доверенность от 17.12.2007) и Лукинского М.А. (доверенность от 12.12.2007), от ОАО "Северсталь" Серебряковой М.А. (доверенность от 12.02.2007) и Макарова А.Н. (доверенность от 12.02.2007),
рассмотрев 14.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.12.2007 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А13-5661/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь") о взыскании в соответствии со статьями 62, 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) 10 871 600 руб. штрафа за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой в период с 11.07.2006 по 20.07.2006.
До принятия решения по делу ОАО "РЖД" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило взыскать с ОАО "Северсталь" 10 871 600 руб. штрафа за период с 21.07.2006 по 31.07.2006.
Решением от 14.12.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 02.2008. с ОАО "Северсталь" в пользу ОАО "РЖД" с учетом применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взыскано 7 247 733,33 руб. штрафа и 65 858 руб. судебных расходов, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Северсталь", ссылаясь на т,. что истцом расчет штрафа произведен без учета неоплачиваемого технологического времени работы его локомотива, которым вагоны подаются на места погрузки и выгрузки контрагентам ответчика, просит изменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД", ссылаясь на ее необоснованность, просит решение от 14.12.2007 и постановление от 21.02.2008 оставить без изменения.
В судебном заседании представители ОАО "Северсталь" поддесжали кассационную жалобу, а представители ОАО "РЖД" возразили против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Северсталь" (владелец пути) 26.05.2006 заключен договор N 4-28 (далее - договор), предметом которого являлось взаимодействие сторон по обслуживанию примыкающего к станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги принадлежащего ответчику подъездного пути.
В соответствии с параграфом 3 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на пути станции Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на станцию Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги. Выводка готовых поездов со станции Череповец-2 производится локомотивом перевозчика.
В параграфе 3 договора и протоколе согласования разногласий к нему от 13.07.2006 стороны согласовали технологические сроки оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования.
В связи с тем, что со стороны ОАО "Северсталь" в период с 21.07.2006 по 31.07.2006 имели место случаи нарушения указанных сроков, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 794 ГК РФ отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несет ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
Часть 2 статьи 99 Устава в качестве формы ответственности за задержку вагонов вследствие указанных выше обстоятельств предусматривает уплату грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования штрафов в десятикратном размере от установленных в статьях 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устава установлен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда, который взыскивается перевозчиком за каждый час простоя каждого отдельного вагона. При этом задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления указанного штрафа являются ведомости подачи и уборки вагонов, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленные на основании памяток приемосдатчика, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленные на основании приемосдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Поскольку материалами дела, в том числе ведомостями подачи и уборки вагонов по форме ГУ-46ВЦ, подтверждается факт задержки ОАО "Северсталь" подлежащих возврату вагонов сверх нормативного времени, согласованного сторонами в параграфе 9 договора и протоколе согласования разногласий к нему от 13.07.2006, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "РЖД" правомерно предъявило требование о взыскании штрафных санкций.
Принимая во внимание несоразмерность начисленного ОАО "РЖД" штрафа последствиям нарушения ответчиком обязательства, суд правомерно в соответствии со статьей 333 ГК РФ снизил заявленную истцом сумму штрафа до 7 247 733,33 руб.
Ссылка ответчика на то, что истец при расчете размера штрафа не учел предусмотренное параграфом 9 договора (в редакции, согласованной в протоколе согласования разногласий от 13.07.2006) неоплачиваемое технологическое время равное двум часам, предоставляемое ему для подачи своим локомотивом вагонов закрытым акционерным обществам "Желстройтранс" и "Северсталь-Метиз". судами первой и апелляционной инстанций правильно не принята во внимание поскольку названное время не относится к технологическому сроку оборота вагонов, а подлежит учету только при установлении платы за пользование вагонов.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А13-5661/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
М.Г. Власова |
|
Т И. Сапсткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. N А13-5661/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника