Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 мая 2008 г. N А56-49700/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга Смирновой А.В. (доверенность от 01.08.07 N 329), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.07 (судья Хайруллина Х.Х.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.08 (судьи Попова Н.М., Горшелева В.В., Медведева И.Г.) по делу N А56-49700/2006,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 18" (далее - Учреждение) 3 589 623 рублей 24 копеек.
Решением суда от 23.11.07, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.08, в удовлетворении заявленных требований Фонду отказано.
В кассационной жалобе Фонд, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Учреждение о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку обоснованности взаиморасчетов Учреждения со страховыми медицинскими организациями за оказанную медицинскую помощь (услуги) в 2004 и первом квартале 2005 года, о чем составлен акт от 01.06.05, в котором отражено необоснованное получение и нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 6 852 009 рублей 19 копеек.
Предписанием от 29.06.05 N 21 Фонд обязал Учреждение осуществить возврат указанных сумм. Частично суммы были Учреждением возвращены Фонду и зачтены.
В связи с неполным возвратом указанных средств Фонд обратился в суд с настоящим иском о взыскании 3 589 623 рублей 24 копеек необоснованно полученных средств обязательного медицинского страхования.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, посчитав, что у Фонда отсутствует право предъявлять такие требования.
В кассационной жалобе Фонд указывает на то, что одной из задач Фонда является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, страховые медицинские организации являются лишь распределителем денежных средств, следовательно, право требования возврата необоснованно полученных средств обязательного медицинского страхования имеет лишь Фонд. Кроме того, Фонд указал, что часть средств направлялись Учреждению непосредственно Фондом, без участия страховых организаций.
В силу абзаца 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона N 1499-1 предусмотрено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 20 и 23 Закона N 1499-1 установлено, что медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен в том числе порядок контроля за использованием страховых средств.
В соответствии со статьей 27 указанного Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Согласно пункту 6 части 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857, и пункту 9 части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о том, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений. Право Фонда на предъявление исков о возврате необоснованно полученных средств обязательного медицинского страхования ни нормативными актами, ни договорами не предусмотрено.
Суд указал, что поскольку в спорном периоде Учреждение осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациями, Фонд участником указанных договоров не являлся, то оснований для заявления требования о возврате средств у него не было.
Вместе с тем, из акта проверки (лист дела 20) видно, что наряду со средствами страховых медицинских организаций Учреждением были получены и средства непосредственно от Фонда. По мнению Фонда из указанных средств необоснованно получено 22 830 рублей 27 копеек.
Судами не исследовался вопрос о том, на основании чего были получены Учреждением эти средства, а следовательно, вывод суда о том, что Фонд не вправе требовать возврата средств, полученных от страховых медицинских учреждений, в отношении этого эпизода не обоснован.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении суда в части отказа во взыскании с Учреждения 22 830 рублей 27 копеек, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены в этой части и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует решить вопрос о правомерности требований Фонда в отношении указанной суммы.
В остальной части решение и постановление судов являются законными и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.08 по делу N А56-49700/2006 отменить в части отказа во взыскании с Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 18" 22 830 рублей 27 копеек.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2008 г. N А56-49700/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника