Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2008 г. N А66-8393/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области Кулдиловой В.Н. (доверенность от 30.04.2008),
рассмотрев 12.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2008 по делу N А66-8393/2007 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверское крупнопанельное домостроение" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) от 25.10.2007 N 13116 о взыскании 105 600 руб. 10 коп. пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Решением суда от 17.01.2008 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 17.01.2008 и принять новое об отказе в удовлетворении заявления Общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что его требования по уплате Обществом обязательных платежей, срок исполнения которых наступил в период конкурсного производства, не подлежат включению в реестр и удовлетворяются в общем порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и налоговым законодательством.
В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда от 17.01.2008 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 31.03.2003 по делу N А66-7625-02 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Определениями суда от 21.04.2004, 12.10.2004, 04.04.2005, 03.10.2005, 20.04.2006, 12.10.2006, 18.09.2007, 22.11.2007 срок конкурсного производства продлевался и в настоящее время установлен до 03.04.2008.
Инспекция направила Обществу требование от 25.09.2007 N 4439 об уплате 105 600 руб. 10 коп. пеней, начисленных за период с 01.07.2007 по 01.09.2007 на задолженность по налогу на имущество, обязанность по уплате которого возникла после открытия конкурсного производства. Требованием установлен срок уплаты пеней - до 05.10.2007. Поскольку это требование не исполнено должником в добровольном порядке, налоговый орган вынес решение от 25.10.2007 N 13116 о взыскании данной суммы за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Общество не согласилось с таким решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным со ссылкой на положения Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, сделав вывод о том, что начисленные на задолженность по налогу на имущество пени являются текущими платежами и могут быть взысканы только в рамках дела о банкротстве.
Кассационная инстанция считает решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса. Названными статьями определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве N 127-ФЗ) определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Судом установлено, что пени начислены на сумму налога на имущество, обязанность по уплате которого возникла после открытия конкурсного производства.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве). Однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 названного Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Поэтому вопрос о взыскании с Общества денежных средств, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве N 127-ФЗ.
Таким образом, принятое Инспекцией 25.10.2007 решение о взыскании пеней за счет денежных средств должника, находящихся в банках, вынесенное по правилам, установленным налоговым законодательством без учета положений Закона о банкротстве N 127-ФЗ, нарушает права и интересы заявителя, а потому обоснованно признано судом недействительным.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает жалобу Инспекций не подлежащей удовлетворению.
При принятии кассационной жалобы Инспекции к производству Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа ей предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. до рассмотрения жалобы по существу. Поскольку жалоба оставлена без удовлетворения, государственная пошлина в указанной сумме подлежит взысканию в доход федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ и подпунктов 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2008 по делу N А66-8393/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. N А66-8393/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника