Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 мая 2008 г. N А56-48274/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 22.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2008 по делу N А56-48274/2007 (судья Спецакова Т.Е.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Аквилон" (далее - Общество) 5 000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 11.01.2008 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказал, указав на допущенные налоговым органом нарушения процедуры привлечения Общества к налоговой ответственности и отсутствие оснований для взыскания штрафных санкций.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 11.01.2008, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в данном случае налоговое правонарушение выявлено Инспекцией вне рамок камеральной или выездной налоговых проверок, в связи с чем оформление акта должно производиться в соответствии со статьей 101.4 НК РФ - "без ограничения сроков составления акта". При этом Инспекция, ссылаясь на положения пункта 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, считает, что налоговый орган надлежащим образом исполнил свою обязанность в соответствии со статьей 104 НК РФ, предложив налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции и указывает на то, что данное требование содержится в пункте 2 решения от 28.04.2007 N 04-118/121 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику предложено в срок до 15.05.2007 добровольно уплатить 5 000 руб. штрафа.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 11.01.2008 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Как видно из материалов дела, согласно извещению банка ОАО "Инкасбанк" от 09.11.2006 N 1/13-8221 (лист дела 14), направленному в налоговый орган, Обществу 08.11.2006 открыт в банке расчетный счет N 40702810660178000058.
Сообщение об открытии расчетного счета налогоплательщиком представлено в налоговый орган 23.11.2006 (лист дела 15).
Инспекция, усмотрев в действиях налогоплательщика наличие состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 НК РФ (не представление организацией в налоговый орган в установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ 10-дневный срок сообщения об открытии расчетного счета), 16.04.2007 составила акт N 04-118/121 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных названным Кодексом налоговых правонарушениях, а 28.04.2007 - приняла решение N 04-118/121 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 названного решения Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ в виде взыскания 5 000 руб. штрафа, а пунктом 2 предложила налогоплательщику уплатить указанную налоговую санкцию в срок до 15.05.2007.
Поскольку Общество в установленный срок в добровольном порядке налоговую санкцию не уплатила, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд о взыскании с налогоплательщика 5 000 руб. штрафа.
Отказывая в удовлетворении требования Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом нарушена процедура, содержащаяся в статьях 69, 70, 101, 100.1, 101.2, 101.3 НК РФ.
Кассационная инстанции считает, что при принятии решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 3 стать 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт, то есть, в данном случае -на налоговый орган.
В силу статьи 170 АПК РФ (подпункты 1 и 2 пункта 4) в мотивировочной части решения суда должны содержаться фактические и иные обстоятельства, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, или отклонил возражения лиц, приведенные в обоснование своих требований.
Как следует из текста и существа спорного налогового правонарушения, указанного в акте проверки от 16.04.2007 и решении Инспекции от 28.04.2007, при принятии указанных актов налоговый орган исходил из совершения процедуры производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушений, указанных в статье 101.4 НК РФ (пункты 1-13) в редакции Федерального закона от 27.06.2006 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2007.
Так, согласно статье 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных этим же Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 названного Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения, и рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя.
Согласно пункту 8 статьи 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101.4 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных названным Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Однако суд первой инстанции проверял законность и обоснованность решения Инспекции от 28.04.2007 в рамках других правоотношений, предусмотренных статьями 69, 70, 101, 100.1, 101.2, 101.3 НК РФ, что не имеет отношения к рассматриваемому спору, и фактически не рассматривал спор в рамках процедуры правоотношений, предусмотренных положениями статьи 101.4 НК РФ.
Поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать и исследовать новые фактические обстоятельства, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо проверить и исследовать процедуру принятия налоговым органом решения от 28.04.2007 по акту проверки от 16.04.2007 на предмет ее соответствия положениям, предусмотренными в статье 101.4 НК РФ, оценить материалы дела, после чего принять решение в соответствие с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2008 по делу N А56-48274/2007 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2008 г. N А56-48274/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника