Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2008 г. N А05-9359/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" Агафоновой Е.В. (доверенность от 17.10.2007), от открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" Рябковой А.Б. (доверенность от 29.12.2007), от Департамента по тарифам и ценам Архангельской области Власовой Е.И. (доверенность от 14.08.2007),
рассмотрев 12.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.12.2007 (судья Низовцева A.M.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 (судьи Моисеева И.Н., Митрофанов О.В., Носач Е.В.) по делу N А05-9395/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Архангельская сбытовая компания" (далее - Компания) о взыскании 2 815 971 руб. 04 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии по договору от 30.12.2005 N 88-э в период с 15.05.2007 по 31.07.2007 (с учетом уточнений исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Департамент) и муниципальное унитарное предприятие "Муниципальное коммунальное предприятие N 1" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Предприятие).
Решением суда от 26.12.2007 (с учетом определений от 09.01.2008 и 30.01.2008 об исправлении опечаток и арифметических ошибок) с Компании в пользу Общества взыскано 263 733 руб. 94 коп. долга. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2008 решение изменено, с Компании в пользу Общества взыскано 2 206 915 руб. 53 коп. долга, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания просит отменить постановление апелляционной инстанции полностью, а решение суда в части взыскания с ответчика 263 733 руб. 94 коп., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в отношении объектов электросетевого хозяйства, переданных истцу по договору аренды от 15.05.2007, не могут применяться тарифы, установленные для Общества, поскольку арендованные сети не учитывались при формировании тарифа истца на услуги по передаче электроэнергии. Кроме того, Компания считает, что представленными ею документами полно и достоверно подтверждается фактический объем переданной Обществом электрической энергии, однако они необоснованно не приняты судами первой и апелляционной инстанций во внимание.
В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Компании и Департамента поддержали доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба Компании подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Компанией (заказчик) и Обществом (электросетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2005 N 88-э (далее - договор N 88-э).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора в редакции протокола согласования разногласий к нему Общество обязалось оказывать потребителям, заключившим договоры энергоснабжения (купли-продажи) с Компанией, услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим электросетевой организации на праве собственности и (или) ином законном основании, а Компания - оплачивать эти услуги в соответствии с порядком установленном договором.
В пункте 1.3 договора N 88-э стороны указали, что количество электрической энергии, передаваемой по сетям Общества, определяется в соответствии с Перечнем точек поставки для определения объектов переданной электрической энергии через сети электросетевой организации, являющимся приложением N 2 договору.
Согласно пункту 5.1 договора N 88-э расчетным периодом для определения объема оказанных услуг является один календарный месяц (с первого по последнее число месяца). В силу пункта 5.5 указанного договора стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется как произведение объема переданной потребителям электрической энергии и среднего тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Порядок учета, определения и согласования объема переданной электроэнергии предусмотрен разделом 3 договора. В частности, в пункте 3.3 договора N 88-э (с учетом протокола согласования разногласий) указано, что Общество ежемесячно на основании показаний приборов учета в точках приема и точках поставки, установленных в сетях электросетевой организации, данных основанных на показаниях приборов учета, установленных в точках поставки у потребителей, и данных, полученных на основании согласованных сторонами расчетных способов, составляет фактический баланс электрической энергии по сети Общества за расчетный период в порядке и форме, предусмотренной приложением N 3 к договору.
Согласно пункту 3.4 договора объемы электрической энергии, переданной потребителям, определяются Обществом на основании согласованных сторонами расчетных способов в порядке, установленном приложением N 7 к договору. В пункте 3.5 договора стороны согласовали, что объем электрической энергии, поставленной в сеть электросетевой организации, определяется ею на основании данных приборов учета, указанных в приложении N 1 к договору и согласованных сторонами расчетных способов в порядке, установленном в приложении N 7 к договору.
В пункте 2 Регламента снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии (приложение N 7 к договору N 88-э) стороны установили, что Общество по окончании каждого расчетного периода определяет объемы переданной по договору электроэнергии на основании полученных от потребителей или снятых исполнителем (Обществом) показаний приборов учета. В случае отсутствия у потребителя прибора учета или при выходе из строя расчетного прибора учета объем переданной электроэнергии определяется расчетным способом, или в количестве, указанном в акте о безучетном потреблении.
Постановлением Департамента от 19.12.2006 N 75-э/2 в редакции постановления от 26.01.2007 N 2-э/23 Обществу установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии в размере 702,38 руб./МВт.ч.
Предприятие также относилось к регулируемым организациям. Как владельцу электрических сетей микрорайона Первых пятилеток Северного округа города Архангельска ему постановлением Департамента от 18.12.2006 N 74-э/18 установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии в размере 386,07 руб./МВт.ч.
Между Обществом (арендатор) и Предприятием (арендодатель) 15.05.2007 заключен договор аренды указанных электрических сетей, по условиям которого Предприятие передало Обществу за плату во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, поименованные в приложении N 1 к договору аренды. В пункте 12.1 договора от 15.05.2007 стороны определили срок его действия - с даты заключения и до даты продажи имущества, являющегося объектом аренды, в рамках дела о банкротстве, но не более чем до 30.04.2008.
В связи с заключением договора аренды от 15.05.2007 Общество 08.06.2007 направило Компании проект дополнений к приложениям N 1, 2 и 3 договора N 88-э от 15.05.2007 N 43 в части потребителей, имеющих технологическое присоединение к сетям, переданным электросетевой организации по договору аренды от 15.05.2007. Компания подписала эти дополнения с протоколом разногласий в отношении объектов собственного потребления МКП-1.
Кроме того, Общество 18.05.2007 обратилось в Департамент с просьбой распространить на арендованные электрические сети действие тарифа на 2007 год, утвержденного для истца постановлением регулирующего органа N 75-Э/2. Однако Департамент посчитал невозможным применение в этом случае тарифа 702,38 руб./МВт.ч и "в целях сохранения стоимостного баланса в принятых на 2007 год тарифах и недопущения выпадающих доходов Компании" принял решение от 30.05.2007 N 27, которым распространил в отношении арендованных Обществом сетей действие тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных для Предприятия (386,07 руб./МВт.ч).
Поскольку Общество в период с 15.05.2007 по 31.07.2007 года фактически осуществило передачу электрической энергии до потребителей, присоединенных к арендованным сетям, оно определило количество переданной в период с 15.05.2007 по 31.07.2007 электроэнергии в ведомости на передачу электрической энергии N МКП-1-05-07/07 и направило Компании счет-фактуру от 27.08.2007 на оплату услуг по передаче электроэнергии в сумме 4 748 530 руб. 93 коп. по тарифам, установленным для него, а не для Предприятия.
Компания оплатила 1 884 489 руб. 71 коп., что послужило основанием для обращения Общества в суд с иском о взыскании разницы.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, поскольку посчитал неправомерным применение Обществом при расчетах стоимости услуг по передаче электроэнергии по сетям, арендованным у Предприятия, тарифа, установленного для истца в отношении других сетей (702,38 руб./МВт.ч). Суд сделал вывод о том, что в данном случае подлежит применению тариф, установленный Предприятию с учетом спорных сетей (368,79 руб./МВт.ч).
Апелляционная инстанция не согласилась с таким выводом суда и указала, что решение коллегии Департамента от 30.05.2007 N 27 не соответствует пункту 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), оформлено в виде выписки, а не постановления, и в нарушение пункта 23 Правил не опубликовано. По мнению апелляционной инстанции, сохранение баланса интересов поставщиков и потребителей электроэнергии должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, которым такой способ сохранения стоимостного баланса, как распространение действия тарифа, установленного для одной организации на другую организацию, не предусмотрен.
Кассационная инстанция считает такой вывод апелляционного суда ошибочным.
Пунктом 21 Правил предусмотрены требования к решению регулирующего органа по утверждению тарифа. В данном случае решение Департамента от 30.05.2007 N 27 не относится к таким нормативным актам, поскольку тариф на 2007 год установлен постановлениями Департамента от 18.12.2006 N 74-э/18 и от 19.12.2006 N 75-э/2 и решением от 30.05.2007 не изменялся. В связи с этим требования пункта 23 Правил об опубликовании на решение Департамента от 30.05.2007 не распространяется. Более того, о названном решении Общество уведомлено Департаментом сразу после его принятия, что истцом не оспаривается.
Более того, оснований для применения тарифа, установленного Обществу в отношении других сетей, у Департамента не имелось ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую/тепловую энергию на розничном/потребительском рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, установлено, что расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Таким образом, при установлении тарифа регулируемой организации учитываются в числе прочих расходов ее затраты на содержание, эксплуатацию и развитие конкретных электрических сетей.
При утверждении тарифа на 2007 год арендованные Обществом сети не учитывались, а следовательно, тариф 702,38 руб./МВт.ч нельзя признать экономически обоснованным в отношении этих сетей. Использование в 2007 году при расчетах за услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим Предприятию, тарифа Общества затрагивает интересы других потребителей и Компании.
Более того, в силу пункта 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, Общество, заключившее договор аренды электрических сетей после утверждения тарифа на 2007 год, не лишено права в установленном пунктом 10 Основ ценообразования компенсировать расходы, не учтенные в тарифе Предприятия.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда в части взыскания-с Компании 2 206 915 руб. 53 коп. стоимости услуг по передаче электрической энергии, исчисленной с применением тарифа 702,38 руб./МВт.ч, принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене. В этой части следует оставить в силе решение суда, вынесенное с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы Компании о том, что судами обеих инстанций неправильно оценены представленные ею документы в подтверждение количества переданной Обществом электроэнергии, кассационная инстанция считает несостоятельными.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 4 указанной статьи к отношениям по договору на передачу электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ оплата услуг исполнителя производится заказчиком в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В обоснование количества переданной потребителям электроэнергии, в отношении которого у Компании имелись разногласия, Общество представило суду первой инстанции документы, подтверждающие начальные показания приборов учета, телефонограммы потребителей с показаниями приборов учета на конец расчетного периода, а также двусторонние акты сверки показаний расчетного учета электроэнергии. Более того, истец первоначально оформил документы по расчету объема переданной электроэнергии в соответствии с условиями договора (разделом 3 договора N 88-э, приложениями N 3 и 7). Компания возражений в установленном договором порядке не направила.
Представленные ответчиком в суд ведомости энергопотребления и акты сверки задолженности оценены судом первой инстанции с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд признал, что эти документы составлены в одностороннем порядке, за другой расчетный период и не опровергают объем переданной электроэнергии, указанный в расчетах Общества и скорректированный в акте сверки объемов (4 936 491 кВт.ч).
Выводы суда первой инстанции в части объемов переданной истцом электрической энергии, с которыми апелляционная инстанция согласилась, не противоречат материалам дела. Более того, судами из заявленного Обществом объема электроэнергии исключены объемы, потребленные Предприятием на собственные нужды. Этот вывод судебных инстанций истцом не оспаривается.
С учетом изложенного доводы жалобы в части обоснованности объемов переданной потребителям электрической энергии направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий кассационной инстанции. При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда в этой части, а решение Арбитражного суда Архангельской области полностью законными и обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 по делу N А05-9395/2007 отменить в части взыскания с открытого акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" 2 206 915 руб. 53 коп. долга.
В этой части оставить в силе решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.12.2007 (с учетом определений об исправлении опечаток и арифметических ошибок от 09.01.2008 и 30.01.2008) по настоящему делу.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. N А05-9359/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника