Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 мая 2008 г. N А21-6212/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Матлиной Е.О., Мунтян Л.Б.,
при участии от закрытого акционерного общества "Автотор" Кузнецовой М.В. (доверенность от 01.10.2007 N 3), Новокшонова И.Б. (доверенность от 24.12.2007 N 146), Чукова A.M. (доверенность от 24.12.2007 N 145), от Калининградской областной таможни Вавилова В.Р. (доверенность от 04.04.2008 N 11), Вороновой Ю.Д. (доверенность от 04.04.2008 N 21), Турбеневой Г.Н. (доверенность от 15.05.2008 N 90), Яргиной С.Ф. (доверенность от 13.05.2008 N 83),
рассмотрев 20.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2007 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 (судьи Савицкая И.Г., Семенова А.Б., Тимошенко А.С.) по делу N А21-6212/2007,
установил:
Закрытое акционерное общество "Автотор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской таможне (после реорганизации - Калининградская областная таможня, далее - таможня) о признании недействительными требования от 06.09.2007 N 10205000/060907/0000097 об уплате таможенных платежей и решения от 05.09.2007 N 10205000-36-16/167 о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Определениями Арбитражного суда Калининградской области от 17.10.2007 и 22.10.2007 в одно производство с данным делом объединены дела N А21-6180/2007 и А21-6295/2007, возбужденные по заявлениям общества о признании недействительными требований таможни об уплате таможенных платежей от 06.09.2007 N 10205000/060907/0000094 и от 09.09.2007 N 10205000/090907/00000130, а также решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 04.09.2007 N 10205000-36-16/161 и от 06.09.2007 N 10205000-36-16/228 и 10205000-36-16/229.
Решением от 12.11.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, указывая на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, судами неправильно истолкованы положения пункта 2.а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 (далее - ОПИ ТН ВЭД). Кроме того, таможня правомерно самостоятельно осуществила классификацию товара, поскольку обществом в грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) не были внесены сведения о предварительных решениях Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно материалам дела, на основании внешнеэкономических контрактов от 07.11.2005 N EWMC/EI-05.05/270 и от 17.04.2006 N EWMC/EI-06.04/272, заключенных с компанией "Ист-Вест Мотор Компании Лтд" (Великобритания), общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и оформило по ГТД N 10205020/140906/0007017, 10205020/091206/0009379, 10205020/270307/0002115 в таможенном режиме свободной таможенной зоны комплектующие для автомобилей KIA моделей "Carnival" и "Magentis", указав коды ТН ВЭД, соответствующие наименованиям отдельных комплектующих. Товар выпущен таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом.
На основании статей 361, 363 и 367 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможня провела проверку документов и сведений по вопросу соблюдения таможенного законодательства при перемещении обществом указанного товара через таможенную границу Российской Федерации, по результатам которой решениями от 04.09.2007 N 10205000-36-16/161, от 05.09.2007 N 10205000-36-16/167, от 06.09.2007 N 10205000-36-16/228 и 10205000-36-16/229 отменила в порядке ведомственного контроля решения о принятии классификационных кодов товаров по ТН ВЭД, заявленных декларантом, сославшись на нарушение пункта 2.а) ОПИ ТН ВЭД. По мнению таможни, ввезенные в несобранном виде части автомобилей по своей комплектации обладали основными свойствами комплектного или завершенного товара.
Принятие решений о классификации комплектующих частей для автомобилей в товарной позиции ТН ВЭД 8703 (легковой автомобиль) послужило основанием для доначисления таможенных платежей и пени, которые таможня предложила уплатить обществу требованиями от 06.09.2007 N 10205000/060907/0000094, от 06.09.2007 N 10205000/060907/0000097 и от 09.09.2007 N 10205000/090907/00000130.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании указанных решений и требований недействительными.
Удовлетворяя заявление общества суды исходили из того, что таможней нарушены требования статьи 43 ТК РФ об обязательности предварительного решения для всех таможенных органов. Коды ТН ВЭД, указанные обществом в ГТД, соответствуют кодам, определенным ФТС России в предварительных решениях. Кроме того, судами установлено, что обществом выполняется промышленная сборка автомобилей, что исключает возможность применения пункта 2.а) ОПИ ТН ВЭД при классификации комплектующих частей при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по коду ТН ВЭД 8703.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 настоящей главы.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Поскольку обществом при декларировании товара нарушений правил его классификации не допущено, у таможни отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений и направления декларанту требований об уплате таможенных платежей и пени.
Согласно статьям 41, 42 ТК РФ федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).
Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме.
Указанный запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.
Из материалов дела следует, что по запросу общества от 23.11.2004 (исх. N 1008-ВГ) ФТС России приняты предварительные решения о классификации в соответствии с ТН ВЭД частей для автомобилей "KIA" от 24.01.2005 N 06-38/14689 - N 06-38/14705 (в отношении модели "Carnival") и N 06-38/14706 - N 06-38/14724 (в отношении модели "Magentis"), согласно которым ввозимые товары подлежат классификации в соответствии с кодами ТН ВЭД 8407, 8408, 8421, 8507, 8707, 8708.
Статьей 43 ТК РФ предусмотрено, что предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса.
Учитывая, что коды ТН ВЭД, указанные декларантом в ГТД, соответствуют кодам, определенным ФТС России в предварительных решениях, вывод судов о нарушении таможней оспариваемыми решениями положений статьи 43 ТК РФ является правильным.
Судами правомерно отклонен довод таможни о правомерности ее действий в связи с неуказанием обществом в ГТД сведений о наличии действующих предварительных решений ФТС России о классификации спорных товаров, поскольку, как установлено судами, указанные решения имелись у таможенного органа и применялись при проверке правильности указания обществом кодов ТН ВЭД. Кроме того, указание в ГТД таких сведений не предусмотрено статьей 124 TК РФ.
При таких обстоятельствах судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они по существу направлены на переоценку соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с иными правилами, в частности, с правилом 2.а) ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 2.а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В товарной позиции 8703 классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
При декларировании товаров обществом указаны коды ТН ВЭД 8407 (двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием); 8408 (двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия); 8421 (оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей или газов); 8507 (аккумуляторы электрические); 8707 (кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705); 8708 (части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705).
Апелляционным судом установлено, что сборка автомобилей, производимая обществом, включает в себя комплекс регулировочных и испытательных операций, предусмотренных технологическим процессом, компоненты подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Это исключает применение пункта 2.а) ОПИ ТН ВЭД и классификацию ввозимых компонентов в товарной позиции 8703.
В кассационной жалобе в качестве сведений о товаре, необходимых для классификации, таможня указывает, что он представляет собой компоненты изделия, которые могут быть соединены между собой без осуществления рабочих операций по приведению таких компонентов в завершенный вид.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае таможенным органом не доказано, что сборка автомобилей, производимая обществом, не является сложным технологическим процессом.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении установленных судами фактических обстоятельств. Основания для этого в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А21-6212/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2008 г. N А21-6212/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника