Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2008 г. N А56-30674/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленполиграфмаш" Гудзь М.В. (доверенность от 09.01.2008 N 24-5), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Вепревой Т.В. (доверенность от 20.09.2007 N 20-05/24359),
рассмотрев 20.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2007 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-30674/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленполиграфмаш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (до реорганизации - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) от 22.08.2007 N 18-06/21208, которым Обществу отказано в реструктуризации его задолженности по пеням и штрафам, начисленным на имеющуюся по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 12.04.2002. Заявитель также просил обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о реструктуризации указанной задолженности Общества, в том числе: по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 826 623 руб. 09 коп.; по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 8 627 руб. 84 коп.; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - в сумме 4 229 руб. 86 коп.; по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - в сумме 110 110 руб. 85 коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в сумме 67 753 руб. 13 коп.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организации по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации" (далее - Постановление N 699), просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением N 699 Инспекция приняла решение от 12.04.2002 N 12 о реструктуризации имеющейся у Общества по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и начисленным на нее пеням и штрафам.
Общество 12.07.2007 обратилось в налоговый орган с заявлением от 11.07.2007 N 41/1131, в котором в порядке пункта 3 Постановления N 699 просило принять решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным за период с 01.01.2001 по 12.04.2002 (дату принятия решения N 12) на задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, в том числе: по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 826 623 руб. 09 коп.; по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 8 627 руб. 84 коп.; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - в сумме 4 229 руб. 86 коп.; по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - в сумме 110 110 руб. 85 коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в сумме 67 753 руб. 13 коп.
Инспекция отказала Обществу в принятии решения о реструктуризации названной задолженности (письмо от 22.08.2007 N 18-06/21208), сославшись на то, что проводимая в соответствии с Постановлением N 699 реструктуризация имеющейся у Общества задолженности уже завершена и "корректировке не подлежит".
Суды признали письмо налогового органа от 22.08.2007 N 18-06/21208 недействительным, указав на неправомерность отказа Инспекции в реструктуризации задолженности Общества по пеням и штрафам, начисленным за период с 01.01.2001 по 12.04.2002 на задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Кассационная коллегия считает обоснованным данный вывод судов первой и апелляционной инстанций.
Постановлением N 699 утвержден Порядок проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации (далее - Порядок проведения реструктуризации).
Реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001 (далее - задолженность), но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, а также задолженность по пеням и штрафам, начисленным на имеющуюся по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по дату принятия решения о реструктуризации задолженности (пункт 2 Постановления N 699).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 699 решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным на имеющуюся по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по дату принятия решения о реструктуризации задолженности, принимается на основании дополнительного заявления организации, находящейся в процессе реструктуризации задолженности, в части суммы, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признанным организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи указанного заявления.
В данном случае Общество, реализуя предоставленное пунктом 3 Постановления N 699 право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным на имеющуюся по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по дату принятия решения о реструктуризации задолженности, обратилось в Инспекцию с соответствующим дополнительным заявлением.
Суды правомерно отклонили как противоречащий материалам дела довод Инспекции, повторно изложенный в кассационной жалобе, о том, что на дату подачи Обществом заявления от 11.07.2007 N 41/1131 реструктуризация его задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным на нее пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2001 была закончена, в связи с чем согласно пункту 3 Постановления N 699 у налогового органа не имелось оснований для удовлетворения этого заявления.
Действительно, в пункте 3 Постановления N 699 перечислены условия, при которых налоговым органом не выносится решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, начисленным на имеющуюся по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по дату принятия решения о реструктуризации задолженности. Такое решение не принимается в отношении организации, утратившей право на реструктуризацию задолженности либо досрочно погасившей задолженность и завершившей реструктуризацию задолженности.
Инспекция не представила доказательств того, что на дату обращения с дополнительным заявлением Общество утратило право на реструктуризацию задолженности либо досрочно погасило задолженность и завершило реструктуризацию задолженности.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения реструктуризации в отношении одной организации проводится одновременно реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам на срок не более 5 лет (в отношении бюджетных учреждений, а также государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему, - на срок не более 10 лет), а также о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам. Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности.
Таким образом, в рамках реструктуризации после погашения организацией (в течение 5 лет или досрочно) задолженности по страховым взносам в полном объеме и 15 процентов по начисленным пеням и штрафам налоговый орган принимает решение о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Податель жалобы указывает на то, что Общество погасило имевшуюся у него по состоянию на 01.01.2001 задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам в I квартале 2007 года.
Однако, как видно из материалов дела (л.д. 38), решение о списании 85 процентов задолженности Общества по начисленным за период до 01.01.2001 пеням и штрафам перед Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Государственным фондом занятости населения Российской Федерации было принято Инспекцией только 28.08.2007. Доказательства вынесения налоговым органом решения о списании 85 процентов задолженности Общества по начисленным за период до 01.01.2001 пеням и штрафам перед Фондом социального страхования Российской Федерации в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что на момент подачи в Инспекцию дополнительного заявления от 11.07.2007 N 41/1131 Общество находилось в процессе реструктуризации, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в вынесении решения о реструктуризации задолженности заявителя по спорным пеням и штрафам, начисленным за период с 01.01.2001 по 12.04.2002 на задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с пунктом 3 Постановления N 699.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 по делу N А56-30674/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2008 г. N А56-30674/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника