Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2008 г. N А56-31507/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Матлиной Е.О.,
при участии от Управления уполномоченного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Северо-Западному району Жука А.В. (доверенность от 15.01.08), от общества с ограниченной ответственностью "Генеральная продовольственная корпорация "Рубеж" Ткача Д.А. (доверенность от 24.10.07), Чупрыгина С.В. (доверенность от 01.10.07),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Генеральная продовольственная корпорация "Рубеж" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.07 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.08 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-31507/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Генеральная продовольственная корпорация "Рубеж" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления уполномоченного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Северо-Западному району (далее - Управление), выразившегося в непереоформлении лицензий на импорт говядины и обязании Управления переоформить лицензию N ЛР2470701003611 от 24.08.07 (квота ЕС) на импорт говядины общим весом 8 832 606 кг на категорию "Другие страны" и лицензию N ЛР2470701002029 от 07.06.07 (квота США) на импорт говядины общим весом 2 318 409 кг на категорию "Другие страны".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития).
Решением суда от 20.12.07, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.08, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управление просил оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представителями Общества было заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с реорганизацией Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае реорганизации организации, являющейся лицом, участвующим в деле.
Поскольку данных о начале реорганизации не представлено, суд не находит оснований для приостановления производства по рассмотрению кассационной жалобы.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распределения квот на импорт говядины из стран Европейского союза и США на 2007 год Обществу были оформлены лицензии N ЛР 2470701003611 от 24.08.07 (квота ЕС) на 39 431 279 кг говядины и N ЛР 2470701002029 от 07.06.2007 (квота США) на 2 318 409 кг говядины.
В связи с введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Россельхознадзор) частичных запретов на ввоз говядины из государств - членов Европейского союза Управление переоформило Обществу лицензии на импорт говядины в объеме 77,6% от общей выделенной квоты на страны Европейского союза. На остальные 22,4% квоты ЕС (8 832 606 кг) лицензии не переоформлялись.
Общество обратилось в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности с заявлением от 24.08.07 N 02/24/08/2007 о переоформлении в связи с введением Россельхознадзором частичных запретов на ввоз говядины из государств - членов Европейского союза лицензии N ЛР2470701003611 от 24.08.07 (квота ЕС) на импорт говядины общим весом 8 832 606 кг на категорию "Другие страны" и лицензии N ЛР2470701002029 от 07.06.07 (квота США) на импорт говядины общим весом 2 318 409 кг на категорию "Другие страны". С аналогичным заявлением от 21.08.06 Общество обратилось в Управление.
Переоформление лицензий Управление не произвело.
В соответствии с частями 1-3 статьи 24 Закона Российской Федерации "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях установления лицензирования является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 13 этого же закона разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с предоставленной компетенцией Правительство Российской Федерации 05.12.05 приняло постановления N 733 "О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах" (далее - постановление N 733) и N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы"
Из пункта 1 постановления N 733 следует, что в случае введения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полного или частичного запрета на ввоз говядины (свежей, охлажденной или мороженой) из какого-либо государства-поставщика (союза государств) по причине неблагоприятной эпизоотической обстановки, а также в случае продолжения действия более 3 месяцев в году ранее введенных государством-поставщиком (союзом государств) ограничений на экспорт и (или) отсутствия необходимого количества товара на рынках государства-поставщика (союза государств) участник внешнеэкономической деятельности, имеющий лицензию на ввоз указанного товара из этого государства-поставщика (союза государств), имеет право после проведения консультаций с этим государством-поставщиком (союзом государств) переоформить ее на лицензию на ввоз этого же товара из любого другого государства-поставщика (союза государств) в том же количестве вне зависимости от общего объема квоты, установленной для этого государства-поставщика (союза государств).
Письмом от 31.07.07 N Д12-3712 "О перераспределении квоты ЕС на другие страны" Минэкономразвития довело до сведения своих Уполномоченных в регионах, что в связи с введением Россельхознадзором частичных запретов на ввоз говядины из государств - членов Европейского союза российской стороной достигнута договоренность в ходе консультаций с КЕС об использовании 270 тысяч тонн (77,6%) из объема говядины мороженой, установленного на 2007 год для ЕС, на ввоз указанного товара из третьих стран. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.05 N 733 и в соответствии с распоряжением Минэкономразвития от 09.02.06 N ЗР-ВС Минэкономразвития предложило приступить к переоформлению лицензий в указанном объеме, указав, что при этом каждый участник ВЭД вправе переоформить лицензии на ввоз говядины мороженой в количестве, не превышающем 77,6% от рассчитанного для него объема ввоза указанного товара из ЕС на 2007 год.
На основании вышеуказанного письма Управление аннулировало ранее выданные Обществу лицензии на импорт говядины из ЕС и выдало лицензии на импорт говядины из третьих стран в счет квоты ЕС на 2007 год в объеме, составляющем 77,6% от квоты Общества на импорт говядины из ЕС.
Из письма от 24.12.03 N 13-8-01/10500 следует, что введены временные ограничения на ввоз из США ряда продуктов, в том числе, говядины.
Таким образом, у Управления не было оснований для переоформления лицензий, выданных Обществу в части 8 832 606 кг по квоте ЕС и 2 318 409 кг по квоте США.
Неправомерными являются доводы кассационной жалобы о том, что ненормативные акты Минэкономразвития противоречат постановлению N 733.
Согласно статье 52 Закона Российской Федерации "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.05 N 364, лицензии участникам внешнеторговой деятельности выдает Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации через свои территориальные органы (лицензирующие органы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.04 N 443 утверждено Положение о Министерстве экономического развития и торговли в Российской Федерации, согласно которому оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 6.3 указанного Положения, Минэкономразвития с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Министерства.
Таким образом, в случае выдачи лицензий, содержащих квоты, не соответствующие требованиям нормативных актов, Минэкономразвития вправе указать на переоформление выданных лицензий.
Неправомерными являются и доводы кассационной жалобы о том, что суд не применил аналогию закона, регулирующего сходные правоотношения, а именно положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ от 08.12.03 "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", в соответствии с которым в случае, если проведение консультаций по вопросу распределения импортной квоты не представляется возможным или в ходе указанных консультаций не достигнута договоренность о таком распределении, импортная квота распределяется между иностранными государствами (союзами иностранных государств), имеющими заинтересованность в экспорте на таможенную территорию Российской Федерации товара, являвшегося объектом расследования, в пропорции, сложившейся при импорте данного товара из этих иностранных государств (союзов иностранных государств) в предшествующий период, на основе общего объема импорта данного товара в количественном или стоимостном выражении.
Суд апелляционной инстанции правильно указал на невозможность применения в данном случае аналогии закона, поскольку приведенная правовая норма регулирует отношения по распределению квоты между иностранными государствами, а не между российскими участниками внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.08 по делу N А56-31507/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Генеральная продовольственная корпорация "Рубеж" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
О.Е. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2008 г. N А56-31507/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника