Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 мая 2008 г. N А42-5874/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Блиновой Л.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Гидроэлектромонтаж-КАЭС" Лукаша Д.Г. (доверенность от 30.10.07 N 11),
рассмотрев 15.05.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.08 по делу N А42-5874/2007 (судья Варфоломеев СБ.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гидроэлектромонтаж-КАЭС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 11.07.07 N 193.
Решением от 17.01.08 суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 17.01.08 и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, заявитель неправомерно на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освободил от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) обороты по реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, поскольку на момент определения налоговой базы у него отсутствовали выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за товары (работы, услуги), реализованные донору безвозмездной помощи (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации). Кроме того, налоговый орган считает, что в рассматриваемом случае вопросы налогообложения регулируются пунктом 3 статьи 7 Дополнительного соглашения от 26.06.03 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области использования атомной энергии от 03.09.96, которым не предусматривается особый порядок налогообложения, отличный от положений Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить судебный акт без изменения со ссылкой на его законность и обоснованность.
Инспекция заявила письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей в судебном заседании. Судом кассационной инстанции ходатайство удовлетворено.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС за май 2006 года, а также четыре корректирующие налоговые декларации за этот же период.
В ходе камеральной проверки деклараций Инспекция установила, что заявитель неправомерно отразил 3 183 158 руб. НДС в разделе 4 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".
По результатам проверки деклараций налоговый орган принял решение от 11.07.07 N 193, которым доначислил Обществу 572 968 руб. НДС и уменьшил на эту сумму налог, заявленный им к возмещению из бюджета.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о том, что при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы выписок банка, подтверждающих поступление выручки за реализованные донору безвозмездной помощи (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги), он не вправе применять льготный режим налогообложения; осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи деятельность подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
Общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав, что в силу приоритета норм международного права над нормами национального законодательства в рассматриваемом деле подлежит применению Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21.05.03 (далее - Рамочное соглашение), согласно которому лицам, принимающим участие в осуществлении программ по Рамочному соглашению на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения НДС оборудования и товаров, а также работ и услуг, приобретенных (выполненных, оказанных) на территории Российской Федерации в рамках указанного соглашения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ).
Реализация указанных товаров (работ, услуг) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов: контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией; удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги)
На основании материалов дела судом установлено, что Общество является одной из сторон трехстороннего договора подряда от 01.03.05 N 7/1-05 на выполнение строительно-монтажных работ при реализации проекта GB0000023 "реконструкция здания N 5 для создания хранилища контейнерного типа для неперерабатываемого отработанного ядерного топлива атомного ледокольного флота на ФГУП "Атомфлот" в рамках Соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии от 03.09.96 (и дополнительного соглашения от 26.06.03), заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Донором безвозмездной помощи является Министерство торговли и промышленности Великобритании (через компанию "Crown Agent for Oversea Goverments and Administrations Ltd"), a получателем помощи - ФГУП "Атомфлот".
Согласно контракту от 29.07.04 N 24/410-07-2004 оплата выполненных Обществом работ производится генподрядчиком - ОАО "Апатитстрой". которому денежные средства поступают от компании "Crown Agent for Oversea Goverments and Administrations Ltd".
Налоговый орган не оспаривает, что работы по договору подряда от 01.03.05 N 7/1-05 выполнены Обществом в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Законом N 95-ФЗ и оплачены за счет средств иностранного донора.
Суд обоснованно отклонил как несостоятельный довод Инспекции о том, что отсутствие у Общества на момент определения налоговой базы выписки оанка. подтверждающей фактическое поступление на его счет выручки за реализованные донору товары (работы, услуги), лишает его права на применение льготного режима налогообложения.
В силу статьи 1 Закона N 95-ФЗ налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 этого Закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что в подтверждение принадлежности полученных в рамках международного договора от 03.09.96 и договора подряда от 01.03.05 N 7/1-05 денежных средств к технической помощи (содействию) Общество представило в налоговый орган соответствующее удостоверение N 3514.
В статье 9 Рамочного соглашения от 21.05.03 указано: "Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению.
Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами.
В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации".
Таким образом, Законом N 95-ФЗ и Рамочным соглашением предусмотрено право налогоплательщика на освобождение от обложения НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при выполнении им проектов или программ в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
Как указано в статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у налогового органа не имелось законных оснований для отказа Обществу в применении налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Кроме того, из материалов дела видно, что в ходе камеральной проверки декларации по НДС за май 2006 года (до принятия Инспекцией оспариваемого решения) Общество представило в налоговый орган выписки банка, то есть выполнило требование подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Кассационная коллегия считает, что выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а следовательно, основания для отмены решения от 17.01.08 и удовлетворения жалобы Инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.08 по делу N А42-5874/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. N А42-5874/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника