Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2008 г. N А52-4400/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от ООО "Барс" Егорова Г.В. (доверенность от 16.06.2007), Федоровой Н.В. (доверенность от 09.01.2008), Берназ Л.П. (доверенность от 26.05.2008), Самойлова А.В. (доверенность от 07.05.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03.12.2007 (судья Иванов Ю.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 (судьи Писарева О.Г., Козлова С.В., Романова А.В.) по делу N А52-4400/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Барс" (далее - ООО "Барс") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пскова (далее - Комитет) об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Р. Люксембург, д. 23, по цене 288 424 руб. 88 коп.
Уточнив исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Барс" просило обязать Комитет заключить договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 522,6 кв. м по названному выше адресу по цене 1 474 098 руб. с условием об уплате цены и передаче имущества в течение трех месяцев.
Решением от 03.12.2007 в иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 названное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Барс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Как считает податель жалобы, в договоре аренды, заключенном в соответствии со статьей 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержатся все необходимые условия для выкупа имущества (о сроках выкупа, цене и порядке ее внесения); Федеральный закон от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.97 N 123-ФЗ) и Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ) не подлежат применению в данном случае, поскольку вступили в силу послезаключения договора аренды от 01.11.95 с правом выкупа; суд неправильно применил к названному договору статью 15 Закона Российской Федерации от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон от 03.07.91 N 1531-1), регулирующую выкуп сданного в аренду предприятия, в то время как по договору от 01.11.95 в аренду предоставлен отдельный объект недвижимости, закрепленный за учреждением.
В судебном заседании представители ООО "Барс" поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, дополнительно обоснованные в письменных пояснениях.
Комитет о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в заседание суда не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и товарищество с ограниченной ответственностью СП "Зенн" (правопредшественник ООО "Барс", арендатор) с участием муниципального учреждения "Управление микрорайона N 2" (балансодержатель) заключили договор от 01.11.95 N 1196/8 аренды нежилого пристроенного помещения площадью 522,6 кв. м, расположенного по названному выше адресу, сроком с 01.11.95 по 01.11.2010 для использования под продовольственный магазин. Договор подписан арендатором с протоколом разногласий.
Пунктом 6.4 договора, принятым протоколом согласования разногласий от 01.04.96 в редакции арендатора в соответствии с протоколом разногласий от 18.03.96, предусмотрено право арендатора выкупить арендованное имущество в трехмесячный срок с момента уведомления арендодателя о намерении выкупить имущество по цене, определяемой в соответствии с пунктом 4.9 Основных положений программы приватизации объектов муниципальной собственности г. Пскова после 1 июля 1994 года, утвержденных постановлением администрации города Пскова от 02.11.94 N 130.
По акту приема-передачи от 01.11.95 помещение передано арендатору.
ООО "Барс" уведомлением от 26.09.2007 N 115 со ссылкой на пункт 6.4 договора сообщило Комитету о намерении выкупить арендуемое помещение.
Комитет письмом от 02.10.2007 N 4479 сообщил об отказе заключить договор купли-продажи, ссылаясь на пункт 12 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
ООО "Барс" письмом от 11.10.2007 N 120 направило в адрес Комитета проект договора купли-продажи, который Комитет не подписал.
ООО "Барс", считая, что Комитет незаконно уклоняется от заключения договора купли-продажи арендованного помещения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу положений статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 217 того же Кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке,предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 1 Закона от 03.07.91 N 1531-1, действовавшего на момент заключения договора аренды от 01.11.95 N 1196/8 с правом выкупа, под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность в том числе зданий, других материальных и нематериальных активов предприятий.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, действующего на момент обращения ООО "Барс" с заявлением о выкупе помещения, под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
С учетом изложенного, поскольку иск об обязании Комитета заключить договор купли-продажи нежилого помещения предъявлен ООО "Барс" с целью приобретения в собственность муниципального имущества, суд правомерно применил при оценке договора от 01.11.95 и разрешении вопроса о наличии у истца права на выкуп помещений положения законодательства о приватизации, действующего в соответствующие периоды.
Согласно статье 15 Закона от 03.07.91 N 1531-1 выкуп имущества мог быть осуществлен по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу указанного Закона, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа предусмотрены этим договором. В остальных случаях арендатор государственного или муниципального предприятия мог получить право на приобретение арендованного имущества только в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 упомянутого Закона, то есть по конкурсу или на аукционе.
На момент заключения договора аренды от 01.11.95 приватизация объектов нежилого фонда регулировалась Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (пункт 4.1 Основных положений).
В соответствии с пунктом 4.5 названного правового акта право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имели лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Поскольку истец не относится ни к одной из перечисленных категорий арендаторов, пункт 6.4 договора аренды от 01.11.95 о предоставлении ООО "Барс" права выкупа арендуемого помещения нельзя признать соответствующим законодательству о приватизации и, следовательно, основанием возникновения у него права требовать заключения договора купли-продажи спорного помещения.
В настоящее время, когда ООО "Барс" обратилось к Комитету с предложением заключить договор купли-продажи нежилого помещения и в арбитражный суд с настоящим иском, приватизация государственного и муниципального имущества регулируется Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Согласно пункту 2 статьи 43 названного Закона продажа муниципальногоимущества может быть осуществлена только в порядке, предусмотренном этим Законом, за исключением случаев, если до вступления указанного Закона в силу (26.04.2002) размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества.
Доказательств наличия условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, при которых возможна продажа муниципального имущества, истец не представил.
Ссылка истца в обоснование наличия у него права на выкуп арендованного помещения на подпункт 1 пункта 12 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ подлежит отклонению, так как условия договора от 01.11.95 о выкупе арендованного помещения как противоречащие по изложенным выше мотивам законодательству, действовавшему на момент заключения договора, не могут служить основанием для продажи объекта арендатору.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе ООО "Барс" в иске.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи с чем данные судебные акты должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 по делу N А52-4400/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2008 г. N А52-4400/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника